Хочу поделиться отличной новостью для всех, кто ходит по Беломорканалу: процедура выхода в Белое море через последний, 19-й шлюз стала значительно проще. Раньше это был настоящий квест: перед тем как получить разрешение от капитана порта, нужно было обязательно вызывать инспектора ГИМС для проверки судна. Теперь эту бюрократическую ступеньку убрали.
Сейчас всё происходит гораздо логичнее и быстрее. Ты просто приходишь к капитану порта в Беломорском порту, заполняешь судовую роль и другие необходимые документы — и на этом всё. Портнадзор больше не лезет с досмотром на борт, им вполне достаточно факта, что судно уже прошло положенный технический осмотр. Вся процедура занимает максимум полчаса, что, согласитесь, невероятно удобно и экономит кучу времени и нервов.
Вспоминая былые сложности
Когда я вспоминаю, как мы проходили эту инспекцию в 2015 году, меня просто переполняет радость, что в этот раз удастся избежать всей этой головной боли. Тогда всё было совсем иначе.
Мы прошли 18-й шлюз и связались с диспетчером 19-го. В ответ прозвучала знакомая многим отмашка: сначала нужно получить «добро» от Капитана порта, и только потом шлюз будет готов нас принять. Получив инструкции, мы в некотором смятении направились к бетонному причалу почти напротив шлюза.
Капитан порта обитал в небольшом домишке, затерявшемся среди деревьев и таких же невзрачных заброшенных строений. Место было совершенно неочевидным, и без подсказки диспетчера мы бы его ни за что не нашли. Капитан записал наши данные, позвонил инспектору ГИМС и велел возвращаться на лодку и ждать. Инспектор, мол, подъедет на машине (лодки у него не было), проведет проверку, и только с его резолюцией можно будет возвращаться за окончательным разрешением. Ощущение было, мягко говоря, нервное.
Ожидание затянулось. Примерно через час из-за кустов выползла «Нива» цвета баклажана, и из неё вышел весьма представительный мужчина в костюме, с портфелем. На мое приветственное махание рукой он лишь удивлённо спросил: «А как я к вам попаду?». «На тузике!» — бодро ответил я, указывая на нашу байдарку. Согласитесь, деловой костюм со стрелками и кожаный портфель как-то не очень сочетались с такой «служебной яхтой». Инспектор неловко влез в лодку, и мы, едва не перевернувшись, кое-как отчалили.
Момент истины и неожиданное снисхождение
Началась проверка. Инспектор покачал головой: спасательные жилеты без бирок и с истёкшим сроком, пиротехника просрочена ещё с прошлого года, прав на управление нет, судовая радиостанция на 16-м канале отсутствует. Вердикт прозвучал сурово: «Не-е-ет. Идите-ка вы обратно домой».
Я мог только что-то бессвязно промямлить про отсутствие денег на топливо. Ситуация казалась безвыходной, но где-то в глубине души я чувствовал, что это лишь часть ритуала, своеобразная проверка на прочность. И инспектор, в целом, был настроен скорее по-отечески, чем враждебно.
«Ладно, — смягчился он. — Вы, ребята, вроде хорошие. Я вам верю! Верю, что после моего отъезда вы купите новые жилеты, фальшфееры и рацию. Да?». Мы, конечно, закивали. «Поэтому я выпишу вам протокол, а вы где-нибудь здесь всё необходимое найдете, ведь далеко не идёте?». «Только до Кеми, 60 километров!» — поспешил я заверить. «Ну, вот и отлично».
Заполнив бумаги, мы доставили инспектора на берег. Я выждал немного для приличия, а потом побежал обратно к капитану порта. По дороге я снова увидел ту самую «Ниву», а затем и самого инспектора, который бросил на меня неодобрительный взгляд — я явно поторопился и не дал ему даже уехать, создав видимость, что мы уже всё «исправили». Капитан что-то отметил, связался со шлюзом, и мы наконец-то были свободны.
К счастью, теперь всё это в прошлом. Не знаю, кому в голову пришла эта светлая мысль, но теперь порт и ГИМС работают независимо друг от друга, и владельцам маломерных судов больше не нужно тратить полдня на обязательную проверку. Капитан порта, рассказывая мне об этих изменениях, явно испытывал удовольствие — видимо, портовым службам вся эта волокита доставляла не меньше хлопот, чем самим судоводителям.
