Личный опыт: как пройти шлюзы Волго-Балта на маломерном судне

Ранее я делился впечатлениями о реке Свирь, но сознательно опустил тему шлюзования, чтобы не перегружать рассказ. Поскольку этот вопрос волнует многих самостоятельных путешественников, сейчас я подробно на нем остановлюсь. Откровенно говоря, в этом процессе нет ничего сверхсложного или пугающего: алгоритм в целом сводится к подходу к шлюзу, связи с диспетчером и проходу через камеру. Однако, как и в любом деле, здесь есть свои тонкости и региональные особенности.

О правилах и реальной практике

Не буду углубляться в бюрократические детали, но отмечу, что все судоходные артерии с их шлюзами и плотинами в европейской части России входят в Единую Глубоководную Систему (ЕГС). Формально на них действуют единые правила. Но на практике в каждом конкретном бассейне эти правила могут трактоваться и применяться по-своему, порой вступая в противоречие с официальными предписаниями.

Возьмем для примера оживленный Волго-Балтийский канал. Здесь от вас вряд ли потребуют специальных карт этого водного пути, а шлюзоваться вам, скорее всего, придется только в составе группы с попутными крупными судами. Совершенно иная картина на Беломорско-Балтийском канале, где движение не столь интенсивно. Там от маломерного судна строго потребуют наличие 4-го тома Атласа ЕГС, но зато и шлюзовать вас будут с полным вниманием, как большое судно. Интересно, что даже в экзаменационных билетах ГИМС есть вопрос о возможности одиночного шлюзования маломерного судна, и правильный ответ — «нет». Но на ББК, как выясняется, это возможно. Что же остается неизменным повсеместно? Это обязательное наличие речной радиостанции, спасательных жилетов и запрет на буксировку лодок (тузиков) во время прохода шлюза.

Практическое руководство: от Свири до Волго-Балта

Перейдем к самому интересному — практике. Наш путь начинался со стороны Санкт-Петербурга, и первой серьезной точкой стал Нижнесвирский шлюз. К нему нужно подготовиться заранее: вывесить кранцы по обоим бортам, поднять тузик на борт, приготовить отпорный крюк и швартовочную веревку. Связь со всеми береговыми службами на Волго-Балте ведется на 3-м канале (300,100 МГц).

Берем рацию и уверенно вызываем диспетчера: «Нижнесвирский шлюз — яхте «[Ваше название]». Шлюз почти всегда отвечает сразу: «Слушаю Нижнесвирский». Дальше нужно простыми словами объяснить, что вам нужно. Строгого регламента общения нет, диспетчеры — обычные люди, которые ежедневно пропускают массу разных судов. Они, как правило, спокойны и готовы помочь. Достаточно сказать: «Здравствуйте, подхожу к вам снизу, хочу пройти шлюз. Когда это возможно?». Вам могут ответить, что прямо сейчас проход закрыт, но через некоторое время снизу подойдет теплоход, и вас возьмут вместе с ним. Иногда, особенно при движении вверх по течению, попутного потока нет, но сверху приближается крупное судно. В таком случае вас могут отшлюзовать в одиночку, «подготавливая воду» для того, кто идет сверху.

В общем, все довольно логично. Скорее всего, вас попросят подождать в определенном месте — у причальной стенки у входа в камеру или на якоре неподалеку от рейда. Стоять непосредственно на рейде на маломерном судне неудобно из-за большой глубины и, к тому же, запрещено правилами. После того как вы встали на ожидание, сообщите об этом диспетчеру: «Яхта «[Название]» встал там-то». Он подтвердит, что информация принята. После этого можно расслабиться и заняться своими делами, но оставаться в готовности быстро сняться с якоря или отойти от стенки.

Наконец, вас вызовут: «Яхта «[Название]», подходите. Правый борт, рым номер 13». Это значит, что внутри камеры вам нужно пришвартоваться к правой стенке у рыма под номером 13. Эти рымы хорошо заметны: их номера указаны на щитах над ними и на самих конструкциях. Они движутся вверх и вниз вместе с уровнем воды по специальным рельсам.

Движение в зоне шлюза регулируется светофорами. Но если вас уже пригласили, то на входе, скорее всего, будет гореть зеленый сигнал. Не доходя до открытых ворот, сбросьте ход до минимума, а лучше переключитесь на нейтраль, чтобы подойти к месту швартовки максимально плавно и медленно. Не волнуйтесь, вас вряд ли будут торопить. Вот он, рым №13: массивная конструкция с большим крюком на уровне человеческого роста. Ваша задача — накинуть на этот крюк заранее подготовленную веревку. И здесь есть свои технические хитрости.

Техника швартовки и безопасность в камере

Веревка не должна быть слишком длинной, чтобы не путалась. Один ее конец нужно закрепить на носовой утке, а саму веревку аккуратно разложить вдоль борта, чтобы ее было удобно быстро взять. Накинуть ее на рым можно руками, но, по нашему опыту, удобнее использовать отпорный крюк — так не нужно тянуться через весь борт. Идеально, если на борту есть хотя бы два человека, хотя многие справляются и в одиночку. В нашем случае я управлял мотором и рулем, а моя спутница Наташа занималась накидыванием веревки. Получилось с первого раза! После этого я дал краткий реверс, чтобы притормозить, снова включил нейтраль и взял свой конец веревки (помните, она лежала вдоль борта). С ее помощью я окончательно остановил лодку, которая слегка прижалась к стенке — от повреждений ее защищали кранцы. Что делать дальше?

Можно просто привязать кормовой конец веревки к кормовой утке. Мы часто так и делаем. Однако в некоторых шлюзах (например, на том же Беломорканале) при наполнении или опорожнении камеры возникают сильные потоки воды. Они начинают раскачивать и дергать лодку, нос или корма могут отходить от стенки, создавая неудобства и риск повреждений. Поэтому надежнее будет сначала сделать пару оборотов веревки вокруг крюка рыма и уже потом закрепить ее на утке. Сделать это нетрудно, ведь в момент швартовки вода в камере абсолютно неподвижна, стоит полный штиль. Все готово!

Сообщите диспетчеру по радио: «Яхта «[Название]» ошвартована». В ответ услышите что-то вроде: «Принял, закрываю ворота». Далее он предупредит о начале подъема или спуска воды. В этот момент главная задача — аккуратно отталкиваться от стенки руками или крюками, чтобы не тереться об нее и не истирать кранцы.

Постепенно вы поднимитесь (или опуститесь) до нужного уровня. Вода успокоится, и медленно откроются массивные ворота. Если вы в камере не одни, дождитесь, когда отшвартуются и выйдут суда, стоящие перед вами. Когда путь свободен — отдавайте швартовы и выходите сами. Завершающий штрих — поблагодарите диспетчера за помощь. В ответ вам, как правило, пожелают счастливого пути. Задача выполнена, впереди — новые участки реки.

Вот, собственно, и весь процесс шлюзования. Со стороны может показаться, что в этом нет ничего сложного. На деле же это занятие требует собранности, терпения и немного выматывает. Но самое главное — шлюзы не становятся непреодолимым препятствием на пути. Напротив, для меня они — особая достопримечательность маршрута. Грандиозные инженерные сооружения, поражающие своим масштабом и мощью, внутрь которых стоит заглянуть хотя бы раз в жизни.