Недавно мне в сети попалось шокирующее видео. Обычный плацкартный вагон был буквально забит людьми сверх всякой нормы. Пассажиры размещались не только на своих местах, но и на третьих багажных полках, и прямо на полу в тамбурах. Первая мысль — что это кадры из далекого прошлого, из советской эпохи дефицита. Но, как оказалось, съемка была сделана в 2019 году, в наше время.
Автор ролика, один из пассажиров, проводит для зрителей печальную экскурсию по вагону. Он наглядно демонстрирует, что количество людей здесь значительно превышает число проданных билетов.
Люди в поисках хоть какого-то места для отдыха устраиваются на дополнительных полках и в проходах. Особенно тяжело смотреть на сцену в тамбуре, где среди взрослых пытается устроиться маленький ребенок.
Рядом с туалетом в кадр попадает инвалидная коляска. Это добавляет истории еще большего драматизма — представьте, каково в таких условиях человеку с ограниченными возможностями.
Мужчина, снимающий видео, комментирует происходящее:
«Это 21-й век, 15 июня 2019 года. Вагон номер 32. Вместо положенных 54 мест здесь находится около 90 человек. Из-за такой скученности туалет превратился в место паломничества — попасть туда практически невозможно. А в тамбуре, как видите, спят люди с маленькими детьми», — с горечью говорит он.
Как выяснилось, речь идет о поезде, следующем по маршруту Актобе – Мангышлак, который обслуживается казахстанским перевозчиком АО «Пассажирские перевозки». Об этом инциденте писало местное издание «Мой город».
Проводники сослались на недомогание
Когда журналисты обратились к компании-перевозчику за разъяснениями, там пообещали разобраться в ситуации.
«Мы не имеем права вызывать проводников в их законный выходной день. Тем более они сами пожаловались на плохое самочувствие. Однако в ближайшее время все участники этого конфликта будут вызваны к руководству. Если информация подтвердится, с проводниками будут расторгнуты трудовые договоры», — заявила заместитель директора по сервисному обслуживанию регионального филиала «Западный» Гулим Усаева.
Системная проблема: дефицит мест и «договоренности»
С момента съемки прошло уже больше месяца. Чем закончилось разбирательство, широкой публике неизвестно. Однако, судя по сообщениям в СМИ, в Казахстане сложилась практика «договариваться» с проводниками из-за хронической нехватки билетов.
Пассажиры в интервью казахстанскому телеканалу KTK подтверждают это: «Купить билеты очень сложно. Бронировать приходится за месяц», «Даже нижнюю полку взять — большая проблема. Мы люди в возрасте, на верхнюю нам не забраться. А нижние места практически недоступны», «И верхние полки редко когда бывают в продаже».
Я лично решил проверить доступность билетов на этот поезд. Действительно, на ближайшие даты купить их невозможно — все раскуплено.
При этом в интернете регулярно появляются новости о задержаниях проводников, которые перевозят «зайцев». Один из руководителей железнодорожной отрасли не так давно сообщал, что за чуть более чем год из-за подобных нарушений в Казахстане были уволены 130 сотрудников, а еще 26 — понижены в должности.
Обновление парка: медленное решение
Сегодня в Казахстане эксплуатируются вагоны самого разного производства: российского, украинского, китайского, а также совместного испано-казахстанского. Подвижной состав постепенно обновляется, но темпы этого обновления явно отстают от потребностей. Новых вагонов все еще катастрофически не хватает, чтобы ликвидировать дефицит мест.
Новые плацкартные вагоны для Казахстана производства Тверского вагоностроительного завода. Фото: Кирилл Балберов.
