Неприкасаемые: путь от изгоев к президентству

В индийском обществе существует группа людей, чье положение настолько низко, что они даже не включены в традиционную кастовую систему. Как же представителю этих вечных изгоев удалось подняться до высшей государственной должности?

Кастовая система: жизнь в предопределенных рамках

Индийское общество исторически строилось на жесткой кастовой структуре. Человек, рожденный в определенной касте, был обречен оставаться в ней всю жизнь, надеясь лишь на лучшее перерождение в следующей. Брахманы, высшая каста, обладали привилегиями, уважением и материальным достатком. На противоположном конце находились шудры — чернорабочие, чья жизнь была тяжела. Но даже они занимали более высокое положение, чем те, кого называли «неприкасаемыми» или «далитами» — людей, фактически лишенных какого-либо социального статуса.

Происхождение и положение изгоев

Историки предлагают разные версии возникновения касты неприкасаемых. Одна из теорий гласит, что далиты были коренным населением этих земель до прихода ариев. Завоеватели поработили их, лишив всех прав, включая право на жизнь. Убийство далита долгое время не считалось серьезным преступлением.

Согласно древней легенде, четыре основные касты произошли из частей тела мифического Прачеловека: брахманы — из уст, кшатрии (воины) — из рук, вайшьи (торговцы) — из бедер, а шудры — из ступней. Неприкасаемые же в этой картине мироздания вообще не упоминались, будто их и не существовало в божественном замысле.

Жизнь за пределами общества

Далитам был закрыт доступ в индуистские храмы, что привело к формированию у них собственных религиозных обрядов и культов. Многие, стремясь избавиться от клейма изгоев, принимали ислам, христианство или буддизм — религии, не признающие кастового деления. Этим во многом объясняется многообразие религиозных общин в современной Индии.

Неприкасаемых считали «оскверненными» и «нечистыми» не только в физическом, но и в ритуальном смысле. Чтобы избежать контакта с ними, далитов селили в отдельных кварталах или даже целых поселках. Их жизнь регулировалась множеством унизительных запретов: им, например, не разрешалось носить обувь в присутствии членов высших каст.

Долгий путь к переменам

Ситуация начала медленно меняться лишь в XX веке. Борьба за равноправие всех граждан Индии нашла своего сторонника в лице Махатмы Ганди, который выступал в защиту далитов. Однако общество того времени не было готово к столь радикальным преобразованиям.

Сегодня неприкасаемые составляют почти пятую часть населения Индии — это огромная община, численность которой превышает население России. Власти на официальном уровне декларируют равенство всех граждан перед законом. Само слово «неприкасаемые» теперь находится под запретом, а за дискриминацию далитов предусмотрено серьезное наказание.

Новая реальность и исторический прорыв

Распространение образования и влияние глобализации постепенно размывают былые кастовые границы. Хотя далиты по-прежнему остаются самой бедной социальной группой, среди них появляются успешные предприниматели и политики. Символом этих перемен стало событие 1997 года, когда представитель сообщества неприкасаемых был избран президентом Индии, заняв высший пост в государстве. Это стало ярким свидетельством того, что даже самые глубокие социальные пропасти можно преодолеть.

Спасибо, что читаете наш канал. Если материал был вам интересен, поддержите нас подпиской и лайком!