Свирь — река, соединяющая Ладогу и Онего: личные впечатления и история

Среди крупнейших озёр Европейской части России — Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень, Топозеро и Выгозеро. Интересно, что мне довелось побывать на четырёх из этих шести водоёмов.

Река, связывающая гигантов

Два самых больших озера — Ладогу и Онего — соединяет река Свирь. На первый взгляд, это обычная река, но в ней чувствуется особый характер и притягательность.

На фото: Ивинский разлив на Свири.

Возможно, я не совсем объективна, ведь до восемнадцати лет жила на её берегах. Однако мой муж, коренной петербуржец, полностью разделяет моё мнение: Свирь — очень живописная река, а путешествие по ней дарит массу впечатлений, особенно если совместить его с посещением и Ладоги, и Онежского озера. Именно такой маршрут мы и планируем в этом году.

Особенности навигации

На реке построены две гидроэлектростанции, поэтому пройти Свирь на судне без мотора — задача непростая. Дело в том, что шлюзование разрешено только для моторных плавсредств. Конечно, сегодня мотор можно установить практически на любую лодку. А вот байдарку при необходимости всегда можно обнести по берегу, минуя шлюзы.

Рыбные места

Раньше я не считала Свирь особенно богатой рыбой. Но, проплывая по ней, мы постоянно видели рыбаков — и не только в знаменитом среди любителей рыбалки Ивинском заливе, но и по всему течению реки.

Исторические страницы

Интересно, что до строительства двух ГЭС и создания Ивинского водохранилища, которое затопило пороги, судоходство по Свири было сложным и имело свои особенности. Многие суда не могли самостоятельно преодолеть пороги, поэтому их поднимали вверх с помощью специальных колёсных буксиров.

Почти у каждого порога стояла деревня (пусть даже из пары домов), где жили специалисты, обслуживавшие судовой ход.

Существовала и такая уникальная профессия, как бакенщик. Этот человек каждый день, утром и вечером, выходил на лодке к бакенам — навигационным знакам на реке. Фонари на них работали не на батарейках, как сейчас, а на керосине, поэтому вечером бакенщик вручную зажигал огни, а утром — гасил. За день он мог преодолевать несколько десятков километров в любую погоду, чтобы суда могли безопасно ориентироваться на реке в тёмное время суток и избежать аварий.

На Ивинском заливе мы как-то разговорились с рыбаком, отец которого как раз и был бакенщиком. Сегодня эта профессия, конечно, ушла в прошлое.

Вот такая она, река Свирь. А о том, как мы недавно прошли её на своей яхте, мы рассказывали отдельно. Что касается шлюзования — это совсем несложно, и мы обязательно напишем об этом подробнее.