Вопрос веры и готовности жертвовать на неё — это глубоко личное решение каждого. Однако когда речь заходит о Церкви не как о здании с куполами, а как об организации, мы имеем дело с общественным институтом. Особенно если этот институт тесно связан с государством. В этом плане российское православие и тайский буддизм во многом похожи: будучи встроенными в систему государственного устройства, эти религии и представляющие их структуры де-факто становятся частью государственного аппарата.
Деньги и их источники
И там, и там крутятся огромные суммы. Деньги поступают и в виде прямых пожертвований от верующих, и от продажи различной продукции — как религиозного назначения, так и вполне мирской. В принципе, способ заработка — дело каждого, гораздо интереснее другой вопрос: на что эти средства в итоге тратятся.
Прозрачность и видимые результаты
Бюджеты обеих церквей не отличаются открытостью, поэтому давайте оценим ситуацию по тому, что видно невооружённым глазом.
Буддийские общины и монастыри в Таиланде — это очень богатые и влиятельные организации. Храмов там невероятное множество, но при этом не наблюдается какого-то ажиотажного строительства новых в промышленных масштабах, от которого любой коммерческий застройщик пришёл бы в ужас.
Буддийские монахи ведут скромный образ жизни. Конечно, теоретически кто-то может прятать пачки долларов под деревянной подушкой в тиши кельи, но публичных скандалов на эту тему не вспоминается. А вот фонд оплаты труда в РПЦ, судя по автомобилям, квартирам и прочим атрибутам мирского благополучия некоторых её представителей, — статья расходов весьма заметная.
Командировочные расходы тоже впечатляют. Например, недолгое турне Патриарха по Латинской Америке, включавшее богослужение для пингвинов в Антарктиде, обошлось прихожанам более чем в 20 миллионов рублей.
Общественная польза: разный подход
Впрочем, у каждого руководителя могут быть свои увлечения, кому-то, видимо, нравятся пингвины... Главное — это та общественная нагрузка, которую берёт на себя каждая из церквей. Буддийские храмы в Таиланде — это реальные центры общественной жизни. Это места отдыха, с детскими площадками, где кормят голодных, содержат бездомных животных, обучают детей. В трудной ситуации человек может обратиться туда за помощью.
РПЦ же открыто заявляет, и не считает это зазорным, что все церковные доходы тратятся на внутренние нужды самой организации. Например, на наращивание активов, выплату премий, реставрацию свечного заводика... А проблемы общества, его нужды — это что-то мирское, суетное и, по всей видимости, не представляющее для церкви особого интереса.
Так что, решайте сами, чей подход вам ближе. Видимо, у Бога пока руки не дошли до того, чтобы навести порядок среди своих слуг...
Хотя и в буддийской сангхе хватает своих проблем, о чём, например, можно увидеть на видео...
А в целом, на мой взгляд, религия — это зло, своеобразный опиум, который, как говорил Остап Бендер, ещё и денег стоит. Так уж пусть он хоть какую-то реальную пользу приносит!
