Привет, друзья! Это очередная глава из нашего дневника арктического путешествия, который мы ведем и публикуем прямо по ходу движения. Если интересно, по этой ссылке можно увидеть наш текущий маршрут и отслеживать прогресс.
Бывает, что озерная непогода ничуть не уступает морской по своей суровости и способна внушить не меньшее уважение. Именно с таким испытанием мы столкнулись во время перехода по Ладожскому озеру от устья Невы к Свири. Кстати, о технических деталях прохождения Невы я уже рассказывал в предыдущей записи.
Обманчивое начало
Наш 130-километровый переход начался вполне мирно. Однако спустя всего пару часов после отплытия картина резко изменилась: с юга накатились тяжелые тучи, а вместе с ними пришел резкий, шквалистый ветер. По моим ощущениям, его порывы достигали как минимум 15 метров в секунду. Так что этот переход смело можно назвать нашим первым настоящим штормом в рамках этого похода.
В объятиях Ладоги
Несмотря на разбушевавшуюся стихию, паники не было. Сидя в накрененной, сырой каюте, под удары крутых волн о борт, мы лишь снова и снова повторяли: «Да, это тебе не тримаран!». Страха не испытывали — было просто очень неуютно, холодно и промозгло.
Не буду утомлять вас обилием технических нюансов, скажу лишь, что моим главным спасителем в этой ситуации стал автопилот. Ему, пожалуй, стоит посвятить отдельную хвалебную оду позже.
Именно благодаря ему я и говорю, что мы «сидели» в каюте. Да, яхта шла с креном градусов в 30-40, но управляла ею автоматика. Я лишь изредка, с опаской, вылезал в кокпит, чтобы подкорректировать паруса и проверить, не оторвало ли что-нибудь очередной накатившейся волной.
Работа для автоматики
Потом, едва не вывалившись за борт и промокнув до нитки, я снова заползал внутрь, скручивал сигарету, и мы продолжали ждать, когда же это испытание наконец закончится.
Решение изменить план
Закончиться оно могло только на Свири. В итоге я повернул к ней раньше, чем изначально планировал. Лодка, подпрыгивая на волнах, пошла в сторону отмели у Стороженского мыса. И как раз рядом с этой отмелью мы попали в зону относительного затишья.
Передышка и новый штурм
Там я ненадолго расслабился, но стоило обогнуть препятствие, как шторм разыгрался с новой силой. Ситуацию усугубляли быстро сгущающиеся сумерки — середина июля, дни уже не такие длинные. К слову, с того самого дня погода у нас так и не наладилась.
Именно тогда я впервые на практике осознал, что подходить к речному устью в лавировку под парусами может быть проще и быстрее, чем пытаться сделать это под мотором. Конечно, все эти маневры в такую погоду отняли уйму сил и нервов, тем более что после зимней стоянки такелаж на лодке еще не был идеально отрегулирован, и не все снасти лежали на своих привычных местах.
Новая глава на Свири
И вот она, долгожданная Свирь. Здесь для нас начинается новый, пусть и небольшой, этап путешествия. Мы бесконечно рады, что сложный ладожский переход остался позади. Я продрог до костей и уже предвкушаю, как растоплю печку. Мы направляемся на стоянку в Загубскую губу — место, на первый взгляд, довольно странное для остановки на килевой яхте. Но даже в полной темноте мы забрались туда без особых проблем, но об этом — в следующий раз.
