Путешествуя по Таиланду, понимаешь, что за яркими улыбками и райскими пейзажами скрывается не всегда простая реальность. Здесь, как и везде, есть свои проблемы: и коррупция порой дает о себе знать, и к деньгам отношение особое, почти благоговейное. Конечно, это не принимает таких откровенно циничных форм, как в некоторых других странах, но порой случаются истории, от которых становится не по себе. Одна из них — это печальная сага о Тигрином монастыре.
Мечта, ставшая приютом
Находится это место в провинции Канчанабури, в округе Сай Йок. Основал его в 1994 году монах Пра Ачарн Пхусит Кантхитхаро с благой целью: создать одновременно и духовную обитель, и убежище для диких животных, в первую очередь — для тигров, популяция которых в тайских джунглях практически сошла на нет.
Исчезающая дикая природа
Вообще, Таиланд — страна парадоксов. От его легендарной тропической фауны, о которой слагали страшные истории, мало что осталось в дикой природе. Даже крокодилов в естественной среде почти не встретишь, хотя по объему торговли крокодиловой кожей и другими изделиями страна является мировым лидером. Но это уже история о фермах, о которой я расскажу как-нибудь отдельно. А сейчас — вернемся к тиграм и их монастырю.
Золотой век и начало конца
Какое-то время все шло именно так, как и задумывалось. Монахи жили бок о бок с величественными хищниками, паломники и туристы приезжали помолиться и понаблюдать за уникальным соседством. Тигры размножались и, судя по всему, чувствовали себя неплохо. Однако около 2010 года над монастырем сгустились тучи. Посыпались обвинения в жестоком обращении с животными, в незаконной торговле тигрятами, которые были в большой цене у богатых коллекционеров экзотики. По другой версии, проблемы начались как раз из-за категорического отказа монахов участвовать в этом темном бизнесе. Власти обвинили обитель в высокой смертности детенышей, и после череды настойчивых проверок, в 2016 году, оставшихся тигров из монастыря вывезли.
Сложно сказать, стало ли от этого самим животным лучше, но вся эта история до боли напоминает хорошо спланированный рейдерский захват со всеми его классическими признаками.
Личное впечатление: атмосфера запустения
Мне довелось побывать там в прошлом году, и это зрелище оставило глубокий, но очень грустный след в душе. На въезде все еще стоят грозные «тигриные» ворота, вокруг — гипсовые изваяния хищников, но повсюду царит запустение и витает ощущение тяжелой печали.
Мне повезло пообщаться с пожилой волонтеркой из Англии, которая приехала сюда еще в первые годы существования монастыря. На мой прямой вопрос о том, правда ли, что монахи торговали животными, она лишь грустно покачала головой и сказала, что все было гораздо сложнее и неоднозначнее...
Наверное, в этом и есть правда — она всегда где-то посередине.
Сейчас, как я слышал, на территорию завезли буйволов. Но мы с дочкой не стали их смотреть. Место пропитано такой тоской и ощущением утраты, что находиться там тяжело — будто сама смерть оставила здесь свой незримый след.
