В РЖД продолжают делиться амбициозными планами на будущее, которые пока больше напоминают мечты, чем конкретные проекты. Сейчас в фокусе внимания оказались двухэтажные электропоезда, причем не просто пригородные, а полноценные составы дальнего следования с сидячими и спальными вагонами. Предполагается, что такие поезда могли бы связать Москву с южными курортами. Правда, для этого их сначала нужно разработать и построить — а это вопрос неблизкого будущего.
Что такое двухэтажная электричка
Разговоры о том, что «Уральские локомотивы» могут освоить производство двухэтажных электропоездов на платформе немецких «Ласточек», ведутся уже несколько месяцев.
Пока что никаких конкретных проектов или хотя бы эскизных наработок публике не демонстрировали — либо их действительно нет, либо информация закрыта. Изначально речь шла об электричках в привычном понимании — для пригородных перевозок. Теперь же обсуждение сместилось в сторону создания принципиально нового вида подвижного состава для дальних маршрутов.
Многие пассажиры не задумываются о ключевом отличии электрички от обычного поезда дальнего следования. Если упростить, всё дело в системе тяги. Классический состав тянет локомотив — мощная машина, способная сдвинуть с места десятки тяжелых вагонов.
В электропоезде двигатели распределены по составу — они установлены в нескольких вагонах (обычно в каждом втором). Внешне такой состав легко узнать по токоприемникам на крышах моторных вагонов. В поезде с локомотивной тягой токоприемники есть только на электровозе.
На сегодня в России единственные электропоезда, которые используются на дальних маршрутах, — это «Сапсаны» и «Ласточки». Но в них нет спальных мест — только сидячие. В то же время в странах с развитой железнодорожной культурой, таких как Китай и Япония, спальные вагоны в составе электропоездов — давно не новинка.
Любопытно, что двухэтажные электрички в России уже есть. Речь о составах, которые «Аэроэкспресс» использует на маршрутах до аэропортов Внуково и Домодедово. Их производит швейцарская компания Stadler на своем заводе в Белоруссии.
«Он сможет быстрее разгоняться и тормозить»
Если «Уральским локомотивам» удастся создать такой гибридный состав, РЖД готовы закупить до 1600 вагонов.
«Нужно понимать технические характеристики, смогут ли они делать, что мы хотим. Если они это нам сделают, тогда, как написано в меморандуме, порядка 1600 вагонов. Мы хотим сделать миксовый вагон, чтобы были и сидячие [места], и спальные, и СВ. И чтобы все было в одном поезде», — пояснил заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов.
Ожидается, что разработка нового подвижного состава завершится до конца года. В одном составе будет до 10 вагонов, причем их можно будет сцеплять и расцеплять в пути.
«Например, едет 20 вагонов из Москвы, доезжает до Краснодара. Потом одна половина поехала в Анапу, вторая — в Адлер. Потом обратно соединились. Хотелось бы пустить поезда на южные направления», — приводит слова Пегова ТАСС.
Пегов также объяснил, в чем преимущества такого решения:
«Просто у этого поезда больше будет тягово-энергетическая вооруженность, он сможет быстрее разгоняться, тормозить. Поэтому само по себе его движение будет плавное и динамичное, и на этом можно будет время сэкономить», — отметил замглавы РЖД.
За 20 часов до Сочи
Идея запустить электропоезд на юг — не нова. Еще десять лет назад, когда между Москвой и Петербургом только запустили «Сапсан», в РЖД рассуждали о возможности пуска аналогичного состава со спальными вагонами до Сочи. Однако дальше разговоров дело не пошло.
На фоне этих планов появилась еще одна оптимистичная новость: в РЖД заявили, что теоретически могут сократить время в пути между Москвой и Адлером до 20 часов. Сейчас самые быстрые поезда преодолевают это расстояние примерно за сутки.
«Мы добиваемся того, чтобы сокращать время до Адлера. Я думаю, если все пойдет нормально, будем стараться в 20 часов укладываться после всех модернизаций и реконструкций», — сообщил Пегов.
Он уточнил, что на этом маршруте есть сложности с совмещением графиков пригородного и дальнего движения. «В Москве выезжает, потом попадает на Юго-Восточную дорогу, потом Ростов, потом Краснодар, а дальше по берегу входит в параллельный график. Не разгонишься», — пояснил он (цитата по РИА Новости).
Лично я скептически отношусь и к 20 часам до Адлера, и к появлению двухэтажной «Ласточки» в ближайшие лет пять. Но помечтать о комфортной и быстрой железной дороге в гипотетической России будущего, конечно, никто не запрещает...
