Планируя свою поездку, я всегда изучаю, какие исторические места стоит увидеть. Так в моём списке появился Сентинский храм — объект культурного наследия, о котором я прочитал в Википедии. Решил обязательно его посетить.
Древнее наследие, дошедшее до нас
Этот христианский храм — один из старейших на территории России. Он был возведён ещё в 965 году нашей эры, задолго до крещения Руси. Каменный свидетель эпохи, переживший столетия. Однако, честно говоря, сегодня правильнее назвать его не храмом, а руинами. Приближаясь к нему, я ощущал всё больше грусти от открывающейся картины.
Здесь давно не звучат молитвы и не слышно людских голосов. Единственные спутники древних камней, поросших травой и лишайником, — ветер и плывущие по небу облака. Рядом виднеется небольшой мавзолей, но история, к сожалению, не сохранила имени того, кто в нём покоится.
Повсюду валяются каменные блоки, выпавшие из стен когда-то прочного сооружения.
Многие проходы оказались заблокированы обвалившимися фрагментами кладки.
Утраченное великолепие
Считается, что этот храм когда-то был богато украшен фресками и представлял собой крупнейший фресковый ансамбль в регионе.
Сегодня же стены испещрены надписями, оставленными вандалами с их вечным желанием отметиться в истории самым примитивным способом.
Некоторые автографы, вроде «Аслан» и «Гуся», добрались даже до парусов купола. Непонятно, как они туда забрались. Невольно вспоминаются слова классика: «Дети гор!».
Равнодушие государства и церкви
Удивительно и горько осознавать, что объект культурного наследия, по сути, совершенно не охраняется. Никакой защиты от государства нет, от слова «совсем».
Формально храм считается православным. Ирония в том, что Русская Православная Церковь активно боролась за контроль над Исаакиевским собором, но не изъявила желания взять под опеку и восстановить один из древнейших памятников христианства в стране.
Всё понятно. С Исаакиевским собором связаны большие финансовые потоки, а здесь — глушь, да и местное население в основном исповедует ислам.
Хотя, если бы РПЦ действительно заботилась о своём историческом наследии и вере, она могла бы найти средства (Патриарх Кирилл заявлял о строительстве трёх храмов в день по России) и восстановить святыню. Найти священника, пришедшего в религию по призванию, а не ради выгоды. Такие, пусть их и немного, всё же есть.
Живой символ забвения
Но ничего этого не происходит. Древняя святыня продолжает медленно разрушаться, оказавшись никому не нужной — ни государству, ни церкви. Вот он, объект культурного наследия — наглядная иллюстрация того, в каком состоянии находится наша культура и каково истинное отношение к историческому наследию.
Получился довольно грустный рассказ. Если вам было интересно или понравились фотографии, поддержите лайком. И подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.
Возможно, вам также будет интересно почитать о самом красивом и дорогом фонтане в мире, который находится в Чечне.
