Мне часто доводится замечать интересные и эффективные решения за рубежом — то, что уже стало частью повседневной жизни в других странах. И когда я делюсь мыслями о том, что неплохо было бы перенять этот опыт у нас, в ответ нередко слышу довольно резкие реплики: «Не нравится — вали отсюда», «Раз там так здорово, собирай вещи и переезжай», «Поезжай в свою Европу, если она тебе так мила».
Где же логика?
Я искренне не понимаю: если я вижу что-то полезное и хочу, чтобы это появилось и в моей стране, почему меня за это чуть ли не выдворяют? Получается, будто любое желание сделать жизнь лучше воспринимается как предательство: хочешь изменений — уезжай и реализуй их там, а мы тут останемся и ничего менять не станем. Именно так я и интерпретирую подобные реакции.
Фото: deligent.livejournal.com
Взгляд психолога: тревожность как барьер
Один мой знакомый, практикующий психолог, объясняет это явление через призму уровня личной тревожности. Когда человек сталкивается с чем-то новым, в нём рождаются два противоположных чувства. С одной стороны — страх и опасение, что новшество может оказаться угрожающим или ухудшит привычный уклад. С другой — естественное любопытство и интерес: а вдруг это действительно хорошая идея?
От того, какая из этих эмоций перевесит, зависит реакция на, например, рассказ о том, как в Швеции популярен велосипедный транспорт — это и экологично, и удобно, и здоровье укрепляет. А у нас, допустим, дворы заставлены машинами, из-за чего нет места для нормальной детской площадки. Сама постановка такого вопроса уже может вызвать внутренний конфликт.
Если уровень тревожности у человека высок, его мозг, стремясь к стабильности, скорее всего сработает на защиту: «У нас и так всё нормально, зачем эти нововведения?». В результате человек начинает яростно отстаивать даже те вещи, которые объективно далеки от идеала — те же безликие новостройки или своё парковочное место. Им движет страх: а вдруг после изменений станет только хуже? Если же тревожность низкая, человек способен более взвешенно оценить предложение, задуматься: «А ведь в этом есть рациональное зерно, возможно, действительно стоит поучиться у других».
Корни проблемы: нежелание признавать чужой успех
Мне также кажется, что желание в ответ на конструктивную критику или предложения тут же отправить человека «валить» прочь из страны — это часто неспособность признать простой факт: у других, пусть даже условных соседей, что-то может быть устроено лучше, продуманнее, эффективнее. Этому, к сожалению, долгое время способствовала идеология, которая культивировалась в СССР: нам внушали, что только у нас всё правильно и прекрасно, а остальной мир если не враждебен, то живёт неправильно. Следы этого мышления живы до сих пор: многим психологически сложно допустить, что можно и нужно учиться у кого-то ещё. А ведь учиться — это не стыдно, это путь к развитию.
