В конце статьи вас ждёт видеоприложение с редкими кадрами: «Ласточки» в сопровождении тепловоза.
История железнодорожной линии Луга — Новгород началась в непростые времена Первой мировой войны, когда она была построена по заказу военного ведомства. После своего открытия 13 июля 1916 года дорога позволяла поездам двигаться со скоростью всего 27-28 километров в час.
На снимке: ретропоезд с паровозом пересекает мост через реку Луга. Это перегон между станциями Батецкая и Люболяды.
Эпоха расцвета и последующего упадка
В середине 1990-х годов пригородный участок от Великого Новгорода до Люболяд переживал настоящий бум. Причиной стала массовая раздача местным жителям земельных участков под дачи. В те дни по маршрутам Великий Новгород — Батецкая и Великий Новгород — Луга курсировали легендарные дизель-поезда Д1, а оживлённая атмосфера на платформах иногда напоминала индийские вокзалы.
Однако в начале 2000-х интерес к дачам в этой не самой удобной локации стал угасать, участки забрасывали, и спрос на железнодорожные перевозки резко сократился. В 2013 году был отменён последний пригородный поезд на Лугу, и жизнь на линии практически замерла. Единственным стабильным «жильцом» стал поезд дальнего следования №65/66 Минск — Мурманск, проходивший участок Великий Новгород — Батецкая всего дважды в неделю. Сезонные пригородные составы появлялись эпизодически, а грузовое движение тоже сошло на нет.
Поезд Минск — Мурманск. Запечатлеть его можно преимущественно в период белых ночей.
Разделение пути и новые надежды
Переломный момент наступил в 2012 году, когда был капитально отремонтирован участок Батецкая — Луга. Его стали активно использовать для перевода грузовых составов между Витебским и Псковским направлениями. Это решение функционально разделило линию на два самостоятельных отрезка: Великий Новгород — Батецкая и Батецкая — Луга.
С 2013 по 2018 год движение на первом участке было крайне скудным — около трёх поездов в неделю. Ситуация усугубилась в 2017 году закрытием станции Люболяды.
Пригородный поезд Великий Новгород — Батецкая — Санкт-Петербург. Этот маршрут, действовавший несколько летних сезонов, был скорее курьёзом: уехать на нём можно было, а вот вернуться — уже нет.
Неожиданное оживление
Всё кардинально изменилось в 2018 году. Поезд №79/80 Санкт-Петербург — Калининград был перенаправлен через Великий Новгород. А в начале 2019 года маршрут состава №819/820 Петрозаводск — Великий Новгород продлили до Пскова. В результате сейчас за три часа по линии Великий Новгород — Батецкая проходят три поезда — столько же, сколько раньше проходило за целую неделю. Станцию Люболяды расконсервировали, и она снова принимает поезда.
Станция Люболяды вновь в строю.
Будущее под вопросом
Однако автор выражает сомнения в долговечности этого оживления. Поезд Санкт-Петербург — Калининград, по его мнению, могут вернуть на старый, более прямой маршрут уже в следующем зимнем расписании, поскольку пассажиропоток из Великого Новгорода слишком мал для такого длинного объезда.
Состав Петрозаводск — Псков, возможно, продержится дольше, но и он пока что перевозит в основном «воздух», и предпосылок для роста числа пассажиров не наблюдается.
Главная надежда сейчас — на запуск в летний сезон полноценного ежедневного пригородного поезда, рассчитанного именно на нужды местных жителей. Все предыдущие попытки больше походили на формальное выполнение обязательств о «транспортной доступности» и не находили реального спроса у населения.
Редкость для энтузиастов
Тем временем, любителям железнодорожных редкостей есть на что посмотреть на линии Великий Новгород — Батецкая. Сейчас здесь можно увидеть электропоезда «Ласточка» модели ЭС1П — уникальные машины, которых на всю сеть железных дорог построено всего четыре единицы.
В видеоприложении — три поезда за три часа в деревне Мойка Новгородской области, включая те самые новые «Ласточки» ЭС1П, работающие в связке с тепловозом ТЭП70БС.
Для полного понимания происходящего на видео рекомендуем включить субтитры с подробными пояснениями.
