Проводники РЖД: низкие зарплаты, недостаток знаний или системные проблемы?

Мне в социальной сети «Вконтакте» пришло письмо, автор которого утверждает, что на должность проводника идут исключительно малограмотные люди, не способные даже разобраться с кондиционерами в вагонах, и связывает это с низкой зарплатой в 20-30 тысяч рублей и необходимостью надолго уезжать из дома. Давайте вместе разберемся, насколько справедливы такие резкие оценки.

Фото: пресс-служба РЖД

Голоса недовольных пассажиров

Для полноты картины приведу полный текст письма и еще один характерный комментарий.

«Вы часто поднимаете тему нарушений температурного режима в поездах. Я тоже постоянно с этим сталкиваюсь и заметил, что многие проводники не видят разницы между просто высокой температурой и духотой, вызванной недостатком кислорода. Ко всему прочему, они зачастую не умеют пользоваться системами климат-контроля», — делится читатель, представившийся Михаилом.

«Долго не мог понять причину, пока не узнал, что зарплата проводников редко превышает 20-30 тысяч. Кто согласится на такую работу с постоянными разъездами? Только те, у кого нет других вариантов — малообразованные люди, возможно, без семьи, которые и с техникой-то справиться не в состоянии», — делает вывод Михаил.

Эхо проблемы в комментариях

А вот мнение, оставленное под одной из моих статей. Оно перекликается с письмом.

Фото: пресс-служба РЖД

«Неважно, фирменный поезд или обычный — духота встречается повсеместно. На некоторых маршрутах Северо-Кавказской дороги экипаж просто некомпетентен в управлении сложными компьютерными системами микроклимата. Среди таких работников, кстати, нередко встречаются и сотрудники фирменных составов, которые путают температуру с уровнем углекислого газа.

Обидно, что грамотных специалистов некому обучить. Зачем нам новые классификации поездов? Создайте сначала нормальные условия! Сейчас во многих составах появились современные вагоны ТВЗ, в которых есть всё для комфорта. Но нет проводников, умеющих с ними работать. Из-за этого поездка порой превращается в настоящее испытание!», — пишет Александр.

Реальная зарплата проводника

Я и сам не раз писал, что климат в вагонах — больное место для РЖД. И ключевую роль здесь играют проводники. Но справедливо ли обвинять их в необразованности и называть «неудачниками», не нашедшими себя в другой профессии?

Для начала проясним финансовую сторону. Средняя зарплата действительно находится в диапазоне 20-30 тысяч рублей. 30-40 тысяч — это уже высокий показатель, доступный в основном опытным проводникам фирменных поездов.

Фото: пресс-служба РЖД

Мнение изнутри: региональный взгляд

Проводница Ольга Владимировна (просила не называть фамилию), отдавшая железной дороге 25 лет, считает, что ярлык «неудачников» абсолютно не соответствует действительности.

«Жителям столиц, наверное, сложно понять, но в регионах 30 тысяч — это неплохие деньги. Добавьте сюда стабильность и своеобразный «соцпакет». Для многих такая работа — еще и способ вырваться из рутины, что само по себе ценно», — рассуждает она.

Другая точка зрения: проблема обучения и страха

А вот бывший проводник Александр частично согласен с критикой, но видит причину иначе.

«Основная проблема — в возрасте и подходе. Многие работники — из старшего поколения, получили новые вагоны, но мыслят по-старому. Их еще и запугивают материальной ответственностью за поломку. Проще ничего не трогать. Это не неграмотность, а скорее недостаток обучения и страх перед техникой», — поясняет Александр.

Позиция руководства: обучение и кадровый вопрос

С такой оценкой не согласен начальник одного из резервов проводников. По его словам, все сотрудники проходят обязательное обучение, а с обновлением парка жалоб становится меньше.

Фото: пресс-служба РЖД

«В крупные города действительно часто едут работать жители регионов. Им удобен график «две недели через две». И важно, что нам пока удается сохранять эти рабочие места за россиянами. Зарплата скромная, но стабильная. Была даже угроза, что придется нанимать трудовых мигрантов, но этого удалось избежать», — отмечает источник.

Как бы то ни было, проблема существует. Проводники не всегда эффективно управляют сложными системами современных вагонов. Приглашаем всех заинтересованных к обсуждению в комментариях: почему, несмотря на обновление парка, в поездах по-прежнему некомфортно, и кто в этом виноват?