Часто можно услышать мнение, что поезда выбирают исключительно те, кто боится высоты, но это далеко от истины. На самом деле, в авиаперевозках существует целый ряд моментов, которые меня искренне раздражают, и представить их на железной дороге просто невозможно. Вот мой личный список таких особенностей.
1. Невозможность выбрать место заранее
Покупая железнодорожный билет, я сразу же могу забронировать конкретное место в вагоне — у окна, у прохода, в купе или плацкарте. В авиации эта практика только начинает приживаться, и большинство перевозчиков по-прежнему распределяют места между пассажирами в самый последний момент, во время регистрации на рейс, лишая меня возможности спланировать поездку с комфортом.
2. Обязательная и неудобная регистрация
Это лишнее действие, которое неизбежно сопровождает любое воздушное путешествие. Как правило, нужно успеть зарегистрироваться в строго отведённый промежуток — от суток до 40 минут до вылета. Лишь некоторые зарубежные авиакомпании (у нас таких пока нет) позволяют сделать это сразу при покупке билета. С поездами всё кардинально проще: купил билет, пришёл на вокзал к нужному времени и спокойно отправился в путь.
3. Жёсткая связка билетов «туда-обратно»
В авиации действует жёсткое правило: если вы приобрели билет по маршруту «туда-обратно» и не явились на первый рейс, то обратный билет автоматически аннулируется, и деньги за него не возвращаются. На железной дороге такого принципа не существует. Более того, у РЖД даже нет единых билетов «туда-обратно» — каждый маршрут оформляется отдельно, что даёт гораздо больше гибкости.
4. Заоблачные сборы за возврат билета
Даже если вы изначально купили авиабилет по возвратному тарифу, при его сдаче с вас удержат огромную сумму — как минимум 1000 рублей и часто гораздо больше. На железной дороге комиссия за возврат билета значительно гуманнее — чуть более 200 рублей, при условии, что вы уложились в срок (обычно не менее 8 часов до отправления поезда).
5. Строгие и дорогие правила перевозки багажа
Перевозка в самолёте даже слегка нестандартного багажа — будь то крупногабаритные вещи, спортивный инвентарь или хрупкие предметы — превращается в дорогостоящее испытание с кучей формальностей. В поезде же правила куда более лояльные: можно спокойно взять с собой велосипед, лыжи или несколько чемоданов, не опасаясь лишних трат и придирок.
6. Непредсказуемые и завышенные цены
Стоимость авиабилетов практически ничем не ограничена и зависит лишь от аппетитов авиакомпании. Купить недорогой билет на самолёт в разгар сезона или накануне вылета — задача почти невыполнимая. На железной дороге, по крайней мере для плацкартных вагонов и некоторых купе (например, на направлении Москва — Калининград), цены регулируются государством. Поэтому стоимость проезда в плацкарте остаётся стабильной, независимо от того, насколько заранее вы покупаете билет.
7. Постоянные задержки и нестабильное расписание
Безусловно, самолёты — это быстрее. Однако вы никогда не можете быть на 100% уверены, что рейс вылетит и прибудет вовремя. Задержки, переносы и отмены — обычное дело. Железная дорога в этом плане работает как отлаженный часовой механизм, и поезда, как правило, строго следуют расписанию, что позволяет чётко планировать своё время.
Если вам близка эта тема, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д». Следить за анонсами новых публикаций можно в соцсетях: Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук и Телеграм.
