Эта статья написана по просьбе пользователей @artembel5 и @GenomCheloveka, которые оставили комментарии к моему предыдущему материалу о дорогах Русского Севера. Там я упоминал Пинегу и необычную архитектурную группу на въезде — двух пятиметровых рябчиков, и теперь хочу рассказать эту историю подробнее.

Белые ночи в Пинеге — это совершенно особое, завораживающее зрелище.

Зимой пейзажи здесь не менее прекрасны, а дороги, как правило, становятся немного лучше — хотя, конечно, всегда есть элемент везения.
Въезд в город и неожиданное восхищение
Когда въезжаешь в Пинегу — а она была городом до 1925 года и до сих пор сохраняет этот особый статус в восприятии людей, — тебя встречает эта монументальная въездная группа. Нельзя не восхититься: какие же молодцы местные власти, или, может быть, какой-то щедрый меценат вложился, чтобы создать такую красоту во славу родных мест.
Кто на самом деле создал рябчиков?
Но правда оказалась иной. Рябчиков, которых, кстати, зовут Пин и Нега (что вполне логично), своими руками построила пинежская художница Алена Валькова. А местная администрация помогла ей лишь тем, что не мешала, за что, как говорится, тоже спасибо. На самом деле Алене активно помогали отец и брат, проезжающие мимо туристы (одна путешественница, например, прислала ей новый качественный шуруповерт), друзья и творческие единомышленники. Благодаря этим птицам Пинега обрела еще один мощный центр притяжения для туристов, помимо нескольких исторических зданий, знаменитых карстовых пещер и парка «Голубино».
Проблемы с землей и нарушенные обещания
Когда Алена только задумала создать гигантских птиц, администрация Пинеги пообещала ей должным образом оформить земельный вопрос (не буду вдаваться в юридические тонкости, суть в том, что рябчики должны были остаться именно арт-объектом и символом въезда в Пинегу). Прошло несколько лет — и выяснилось, что этот участок уже более 20 лет находился в чьей-то собственности, но никак не использовался. Как только на нем появилась такая красота, собственник немедленно объявился, причем не один, и начались судебные тяжбы за землю. Участвовать в них Алена не могла, поскольку юридически к участку отношения не имела, несмотря на все прежние заверения чиновников.
«Место для рябчиков было выбрано и согласовано с администрацией заранее. Для меня было принципиально важно установить их вдали от застройки и любой другой человеческой деятельности. Там даже нет электрических столбов. Птицы органично вписываются в ландшафт. Все именно так, как я и хотела. Единственной моей просьбой к администрации была «защита» объекта, чтобы птиц не сочли самостроем. Обещали. Но не сделали. Не снимаю с себя ответственности — должна была сама довести дело до конца, сама виновата, что не разбиралась в земельных вопросах. Я присутствовала при межевании, мне казалось, процесс пошел. Но даже это сейчас нас бы не спасло.
Обратите внимание: Как кавказская красавица научила меня готовить правильные осетинские пироги. Делюсь фоторецептом.
Теперь на территорию у птиц претендует третье лицо. Да, я слышала фразу «отступлю от них метров на пять-десять». Не согласна. Я так радовалась, что эта окраина поселка еще не замусорена, есть луга и лес — и вот, пожалуйста», — из открытого поста Алены в социальных сетях.В личной беседе со мной она говорила более резко: «Разберу и увезу, а если не получится — сожгу собственными руками. Никакую автозаправку или очередной «Магнит» мои птицы украшать не будут». А я отвечал: «Алена, ты только скажи, мы все приедем. Отстоим или сожжем, потому что нельзя так».
Народная защита и счастливый финал
К счастью, сжигать ничего не пришлось. На защиту любимых всеми деревянных птиц встали местные жители, нашлись неравнодушные юристы, дело дошло до губернатора.

На данный момент суд выигран, и птицы в безопасности, но каких нервов это стоило...

Художница в своей мастерской и ее пушистый вдохновитель — кот Дымок.
Дом-музей и нашествие туристов
Дом Алены стоит прямо при въезде в город и сам по себе является магнитом для туристов. Во дворе живут множество животных, сплетенных из ивы — от небольших изящных фигурок до масштабных, например, медведя «в натуральную величину» :)
Был даже курьезный случай: у ее ворот остановился автобус, высыпалась толпа людей с энергичным экскурсоводом, который широким жестом открыл калитку и пригласил всех осматривать скульптуры. Алена же с семьей в это время спокойно ужинала у окна, даже не подозревая, что к ним «приехала экскурсия» — спросить разрешения или договориться заранее никому и в голову не пришло. Так что известность имеет и обратную сторону.
Известность и творческий путь
Слава Алены уже давно вышла за пределы Пинежского района и Архангельской области. Она неоднократно становилась героиней передач и документальных фильмов о Русском Севере, например, «Русский Север. Дорогами открытий» Валдиса Пельша и «Ехал грека».
Мы с Аленой познакомились в 2019 году на арт-фестивале «Тайбола», где она заняла первое место в конкурсе арт-объектов со своей композицией «Рыба-кит» на берегу Северной Двины.

К сожалению, кит не пережил осенних паводков и уплыл.
В том же году Алена приехала в Северодвинск работать с арт-коллаборацией «Тайбола» над деревянным объектом «Экспедиция Георгия Седова», который теперь стоит на Набережной Северной Двины в Архангельске. Это была ее первая работа с деревянной скульптурой — ей поручили делать собак, и по вечерам она внимательно изучала моего спаниеля Тошу (чему он был несказанно рад), чтобы лучше понять анатомию.
Хоть в экспедиции Седова спаниелей и не было, я считаю, что мой Тоша тоже приобщился к истории.
Миниатюры и большие мечты
Алена не ограничивается масштабными проектами. Она — истинный патриот родных мест и собирает собственную экспозицию деревянных миниатюр, отражающих сложную историю и героизм жителей Пинеги. Многие ее работы выставлялись в Архангельске и Москве, а ее кони и ангелы-хранители разъехались по всему миру.
Я не искусствовед, но главную тему ее творчества вижу в сохранении истоков, самобытности, красоты и памяти предков, которые многое вынесли и выстрадали.
Сейчас Алена работает над своей большой давней мечтой — созданием арт-парка на въезде в Пинегу. В ее планах — грациозные аисты и любопытные совы, встречающие гостей в утреннем тумане среди воды и кочек, а посетители будут гулять по понтонным дорожкам. Но оформить землю под парк — задача не из легких, администрация Пинеги пока не дает добро.
А вот такой красивый табун уже пасется на полянке по соседству с будущим парком — эту территорию для Алениных идей продали соседи.

Этих птиц пока можно увидеть только в воображении нейросетей.

Возвращение к корням
Окончив Архангельский гуманитарный институт по специальности «ландшафтный дизайн», Алена вернулась домой. Поработав несколько лет в местной школе, она окончательно связала свою жизнь с творчеством и историей родного края. «Здесь мои корни, отсюда я черпаю силы жить и творить, — говорила она мне о своем решении уехать из областного центра, где стартовые возможности были бы выше. — Здесь, в конце концов, мои собаки!» У Алены их три (и два кота).
Порой не сразу поймешь, где живая фауна, а где деревянная.

Урфин Джус оживлял своих солдат волшебным порошком, а творения Алены Вальковой оживают сами собой, благодаря таланту мастера.
Фотографии взяты из социальных сетей Алены Вальковой и с фестиваля «Тайбола».
P.S. А пост так называется потому, что Алена — настоящая красавица!
Уважаемые администраторы, если пост не по теме сообщества — перенесите, пожалуйста, туда, где ему место. Спасибо.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Пинежская краса.
