Личный опыт: почему «Сапсан» оказался комфортнее европейского скоростного поезда

Недавно мне довелось совершить поездку на скоростном поезде из Парижа в Барселону, и по пути я невольно начал сравнивать этот состав с нашими российскими «Сапсанами». К моему удивлению, сравнение далеко не всегда было в пользу европейского варианта.

Скоростные поезда Париж – Барселона на вокзале Барселона-Сантс

Ночные поезда: исчезающая роскошь

Расстояние между Барселоной и Парижем превышает тысячу километров. Мне изначально хотелось взять ночной поезд — это и интересный опыт, и возможность сэкономить на ночлеге. Однако, как выяснилось, ночные маршруты в современной Европе становятся редкостью. Мой выбор свелся либо к прямому скоростному поезду с сидячими местами (в пути около 6,5 часов), либо к более долгому путешествию с пересадками (около 11 часов). Я выбрал прямой рейс.

Часто можно услышать, что поезд на этом направлении значительно дороже самолета. В моем случае это было не так. Все авиарейсы из парижских аэропортов стоили сопоставимо или даже дороже. Более бюджетные варианты перелета были доступны из аэропорта Бове (Beauvais), но дорога до него на автобусе занимает больше часа, обходясь в приличную сумму, особенно с учетом пробок.

Билеты я покупал в середине апреля на поездку в середине июня. Ежедневно было несколько рейсов. Два билета на поезд, отправляющийся во вторник в 7 утра, обошлись примерно в 180 евро. Это был самый бюджетный вариант в этот день и один из самых доступных на неделе. Поезд обслуживался совместно французской (SNCF) и испанской (Renfe) железнодорожными компаниями.

Отсутствие выбора мест

Первое, что показалось мне менее удобным по сравнению с системой РЖД, — это процесс выбора мест при покупке билета у французской SNCF. Невозможно выбрать конкретные места на схеме вагона. Можно лишь указать общие предпочтения: например, первый или второй этаж, у окна или нет. Причем выбрать несколько параметров сразу нельзя — система предлагает выбрать либо этаж, либо расположение у окна.

Нам автоматически назначили два соседних места на втором этаже, расположенные против хода движения и не у стола. Одно место было у окна, второе — у прохода.

Билеты проверили всего один раз. При входе на платформу на парижском вокзале нужно было приложить штрих-код с распечатанного билета или экрана телефона к турникету.

Розетки: обещанное и реальное

Каждое место было оснащено одной розеткой на двоих пассажиров и мусорной корзиной. Я планировал поработать в пути, поэтому наличие работающей розетки было важно. К сожалению, они не функционировали, о чем я сразу сообщил персоналу. В отличие от российских поездов, в европейских нет проводников в каждом вагоне. За весь состав отвечали 3-4 сотрудника, которые периодически проходили по вагонам. Плюс к этому, работники вагона-ресторана время от времени проезжали с тележкой, предлагая еду и напитки.

Мне пообещали разобраться с проблемой розеток. Однако, когда я в следующий раз встретил членов бригады, они сообщили, что розетки в этом вагоне не работают и работать не будут. В качестве альтернативы мне предложили перейти на первый этаж или в другой вагон, где, по их словам, все в порядке.

Я последовал совету, но возникла сложность: на каждой из девяти станций в поезд садились новые пассажиры, часто занимая места, которые я временно занимал. В итоге мне пришлось несколько раз менять место расположения с ноутбуком в руках. В среднем, поезд был заполнен примерно на 80%.

В каждом вагоне, помимо стандартных мест, был боковой диванчик. Большинство из них заняли пассажиры, решившие вздремнуть, свернувшись калачиком. Несколько диванов оставались свободными, но устроиться на них с ноутбуком было неудобно — работать на коленях некомфортно.

Факт неработающих розеток, конечно, огорчил. В «Сапсане» я ни разу не сталкивался с тем, чтобы что-то не функционировало. Правда, стоит отметить, что в эконом-классе «Сапсана» пока нет (но скоро появится) такой роскоши, как индивидуальная розетка у каждого кресла.

Еще один параметр, по которому наш «Сапсан» выигрывает у этого европейского состава, — это микроклимат. Во французском поезде кондиционер работал так интенсивно, что в вагоне было довольно прохладно, около 20 градусов. В то время как в «Сапсане» обычно поддерживается комфортная комнатная температура — примерно 24 градуса.

Скорость и её побочные эффекты

Однако есть сфера, в которой европейские железные дороги, если и будут догнаны нашими, то очень не скоро. Речь о скорости движения. Во время поездки из Франции в Испанию наш двухэтажный состав на нескольких протяженных участках разгонялся до 300 км/ч, причем на территории обеих стран. «Сапсан» же лишь на одном небольшом отрезке пути развивает скорость 250 км/ч, а большую часть маршрута движется со скоростью около 200 км/ч.

У скорости в 300 км/ч есть и менее приятный аспект. Когда поезд на такой скорости входит в тоннель, возникает ощутимый перепад давления, который довольно сильно «закладывает» уши. Ощущение не из приятных, особенно учитывая, что на пути между Парижем и Барселоной таких тоннелей немало.

В завершение — еще несколько фотографий этого поезда.