
Перед нами здание муниципального агентства, возведённое в период с 1904 по 1906 год. Признаюсь, этот дом — один из самых сложных для определения стиля в моей практике! Однако, как настоящему детективу от архитектуры, мне подсказали, что в самом его названии кроется маленькая улика.
Изучаем детали
Внимательно изучите фотографии, особенно акцентируя внимание на внешней отделке и оформлении дверей! После предпоследнего снимка вас ждёт небольшой тест для проверки вашей архитектурной интуиции.








Предлагаю сначала пройти по ссылке, попробовать свои силы в угадывании, а затем вернуться к статье, чтобы свериться с разбором, который я подготовил после заключительной фотографии.
Примите участие в голосовании по ссылке - https://t.me/nbrzh/516

Разбираем стиль по полочкам
Давайте внесём ясность. Да, перед нами модерн (ар-нуво), но готические мотивы здесь действительно бросаются в глаза. Именно они сбивают с толку и усложняют идентификацию. Почему же не готика и не эклектика, где смешиваются разные стили?
1. Декор — язык модерна
Взгляните на дверь. Видите плавные, асимметричные растительные орнаменты и сову? Это классические, узнаваемые символы эпохи ар-нуво, говорящие о себе громче любых слов.
2. Функция как подсказка
Название «Здание муниципального агентства» — ключ к разгадке. Это был аналог современного МФЦ, здание для нужд города. Готика же служила в первую очередь религии и церемониям (соборы, университеты). Построенное в 1906 году, это здание символизировало взгляд в будущее, что полностью соответствует духу модерна, всегда устремлённого вперёд.
3. Отсутствие готического вертикализма
Самое заметное отличие от готики — отсутствие характерного устремления ввысь. Вспомните шпили Кёльнского собора. Здесь же вертикальные элементы разбиты и гармонично вплетены в общую горизонтальную композицию.
4. Игра с симметрией
Модерн часто отказывается от строгой симметрии. На первый взгляд здание кажется симметричным, но это иллюзия. Архитектор Александр Лишневский будто играет с нами, создавая пластичный, «подвижный» объём из мягких масс, а не жёстких осей.
Кстати, по теме уединения: Где переждать конец света или пандемию? На Алтае. Здесь построено немало элитных бункеров.
Это подводит нас к следующему важному пункту.5. Авторский почерк превыше всего
В модерне личность архитектора, его авторский стиль — это манифест. Это не просто воспроизведение исторических форм, как в неоготике, а их смелая интерпретация. Перед нами не готика, а взгляд Лишневского на готику.
6. Готика как язык, а не конструкция
Готические мотивы здесь — это язык формы, а не её основа. Их можно мысленно «удалить», и здание останется стоять. В истинной готике убрать несущие элементы (контрфорсы, нервюры) — значит обрушить всё строение.
7. Почему не эклектика?
Эклектика создаёт коллаж из цитат разных стилей, где они соседствуют, но не сливаются. Модерн же рождает целостное, органичное произведение. Да, оно может удивлять сочетаниями, но всегда остаётся единым художественным образом, глубоким переосмыслением, а не сборником цитат.
Послесловие
Согласен, разбирать стили может показаться занудством, но мир становится невероятно интересным, когда начинаешь вникать в детали!
Если вам понравился этот разбор, возможно, вам будет интересно взглянуть на прошлое ещё одного шедевра — Дома Зингера, также выполненного в стиле модерн.
Если моя работа вам по душе, лучшая благодарность — ваш лайк или комментарий!
Подписывайтесь на мой Telegram-канал: https://t.me/nbrzh
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Викторина: что за стиль? Угадай, в каком архитектурном стиле построен дом!.
