
Обводной канал Кронштадта.
Во время последней поездки в Петербург я признался старому другу в удивительном для себя факте: я никогда не бывал в пригородах северной столицы и, в частности, на фортах Кронштадта. Этот город-крепость на острове Котлин в Финском заливе оставался для меня белым пятном.
И я понял, что начать знакомство с окрестностями Питера нужно именно с него, во многом из-за его уникального географического положения. Перефразируя известную мысль: если бы этого острова здесь не было, его следовало бы придумать.
Дорога и первое впечатление
Добраться из Петербурга оказалось просто: регулярные автобусы доставляют сюда примерно за час. Есть и более экзотичные варианты вроде катеров, но я предпочел сухопутный путь. По прибытии первым делом пришлось плотнее застегнуть мембранную куртку — с залива дул пронизывающий ветер.

Аккуратность территориальной планировки.
Первое, что бросилось в глаза — невероятная продуманность и порядок в планировке города. Четкие, рубленые линии основных улиц видны не только на карте, но и ощущаются, когда по ним гуляешь. При этом чувствуется близость Петербурга: в архитектурных деталях, в выдержанной линии застройки. Даже кирпичные пятиэтажки советской эпохи не выбиваются из общего стиля, гармонично дополняя имперские здания. Мне повезло попасть на субботник, поэтому город встретил меня чистым и ухоженным.

Впрочем, без ложки дегтя не обошлось. Многие здания в исторической части, несмотря на их несомненную ценность, находятся в разном состоянии. Централизованная застройка времен Российской империи, пропитанная милитаристским духом, сегодня выглядит по-разному: где-то идет реставрация, а где-то здания медленно ветшают. Это касается и огромного Морского кадетского корпуса на западе, и военно-морского госпиталя на востоке.

Здание арсенала.

Военно-морская тематика Кронштадта как зеркало геополитических амбиций России: на фоне космических и мощных кораблей - разваливающаяся инфраструктура строят либо очередной филиал «Патриота», либо откроют растения в отреставрированных зданиях.
Главные достопримечательности
Одной из первых точек моего маршрута стал футшток — нулевая точка отсчета для всех высот в России. Я давно читал о нем и наконец-то увидел своими глазами.

Эталон абсолютных высот России.
Но настоящее потрясение ждало меня у Никольского Морского собора. Его величие и гармония производят ошеломляющее впечатление. Создается ощущение, что многие современные храмы пытаются поразить вычурностью и обилием деталей, а этот собор, построенный в начале XX века, покоряет именно своей монументальной, вневременной красотой.

Никольский морской собор.

Никольский морской собор.

Брутальный памятник адмиралу Макарову.
Прогулка по Тулонской аллее привела меня к смотровой площадке. Отсюда открывается вид на акваторию, и в хорошую погоду можно разглядеть даже Лахта-центр. Но в тот день горизонт затянула дымка.

Вид на портовую инфраструктуру города.

Здание музея истории города.
Столица маяков
Следующей целью стал Музей маяков, о котором мне посоветовали читатели моего блога.
Обратите внимание: Как дочь Шойгу развивает Кронштадт: получится ли у неё превратить город-порт в туристическую мекку?.
Это частный музей, экскурсия длится около 40 минут. Гид, хоть и не на все вопросы смогла ответить исчерпывающе, но явно горела своим делом и рассказала массу интересного.

Рядом так должен был располагаться маяк над Петровским доком (в конце текста)
Я узнал о разных типах маяков Финского залива, увидел старинные линзы и фонари. Оказалось, что противотуманный гудок на маяках работал по принципу лебедки: каждые несколько часов смотрителю нужно было вручную поднимать тяжелый груз — настоящее кроссфит-упражнение! А еще меня удивило, что документацию по работе маяков долгое время вели в бумажном виде, что заставляло экономить электроэнергию.

Гогландские (северный и южный), а также Николаевские створные маяки (справа)

Линза настоящего маяка (забыл, который из Балтийских)

Модель акватории Финского залива со Питера. Голубым — фарватеры, красные и зеленые — створные знаки.
Особенно впечатлили модели фарватеров и маяков. Я и не знал, что маяки бывают такими разными: одни каменные, другие металлические, а третьи и вовсе не маяки, а створные знаки. Оказывается, маяки есть даже в черте Петербурга, но настоящей столицей маячного дела по праву считается Кронштадт.

Маяк Сескар в разрезе.
Экскурсовод рассказала, как раньше, до прокладки фарватеров, товары перегружали с больших кораблей на лодки, что сильно удорожало доставку. Появление навигационных путей до Петербурга и Ломоносова сэкономило огромные средства.

Плюс вайб.

К сожалению, в реальности выход к маякам закрыт в Кронштадте, поэтому близко подойти не получится - в акватории стоят военные корабли, поэтому даже часть пирсов закрыта чтобы поглазеть на Толбухинского, самый старый маяк России, я не хотел, да и не было времени.

Маяки в отдалении.
Преображение города
Пока я погружался в историю маяков, выглянуло солнце, и город преобразился. Если до этого он напоминал сурового матроса в бушлате, то теперь стал похож на веселого моряка, отправившегося в увольнительную где-нибудь в Скандинавии.

Эпический.
Несмотря на то, что деревья еще не покрылись листвой, городские пространства показались мне очень уютными. Много детских площадок, тематических инсталляций и информационных стендов. Особенно понравились памятники великим мореплавателям: у Крузенштерна — секстант, у Беллинсгаузена и Лазарева — якорь на льдине и пингвин. Есть и другие символичные монументы.

Форт Александра Первого с берегом.
С набережной открывается отличный вид на форты: Петра I, Кроншлот, Александра и Павла. До этого я видел только форт Боярд, да и то по телевизору, поэтому зрелище было по-настоящему впечатляющим.
В городе активно развивается Музей военно-морской славы, но в него я уже не пошел — морской тематики на один день мне хватило с избытком. Возможно, вернусь сюда еще раз, чтобы изучить его.

Откуда-то отсюда начинался большой русский флот.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Кронштадт: весна и флот в столице маяков.
