В прошлый раз я делился впечатлениями о поездке на экспрессе из Амритсара в Дели. Сегодня хочу рассказать о своём опыте путешествия на индийском плацкартном поезде до Варанаси.
Почему я выбрал именно поезд, несмотря на все стереотипы об индийских железных дорогах? На практике всё оказалось не так страшно, как часто описывают. Конечно, можно было долететь самолётом с пересадкой в Дели — билеты в Индию недорогие. Но этот вариант отнимает уйму времени: дорога до аэропорта, контроль безопасности, регистрация, сам перелёт — на это уходит целый день!
С поездом всё иначе. Днём ты гуляешь по столице, ночью удобно устраиваешься на полке, а утром уже на месте. Это почти как мгновенное перемещение. Плюс экономишь на ночёвке в отеле, знакомишься с местным колоритом плацкартных вагонов и получаешь в своё распоряжение целый следующий день.
Впечатления от Дели
Гуляя рядом с Красным фортом, я заметил колесо обозрения, которое вращалось с пугающей скоростью.
Первое, что бросается в глаза — это скученность. Индийцы часто путешествуют большими компаниями. Я подошёл к ближайшей станции метро, а там — огромная очередь в кассу! Есть автоматы, но они принимают только местные карты UPI, которых у меня не было. Решил не тратить время и отправился пешком до следующей станции.
Прогулка по Дели — это отдельное «удовольствие». Постоянно приходится переходить дорогу в хаотичном потоке машин, пробираться через уличные рынки, а вокруг — непрерывный шум и гам. Честно говоря, этот город мне не понравился, и я бы не стал его рекомендовать для неспешного изучения.
Зато порадовал сервис в метро. Если на станции не принимают старые купюры, рядом обязательно дежурит сотрудник с разменом. Точнее, его задача — найти терминал, зачислить на него нужную сумму и выдать пассажиру билет и сдачу. Очень удобно.
Добрался до Храма Лотоса. Вход бесплатный, но пришлось немного подождать из-за досмотра личных вещей. Пока охрана тщательно проверяла сумку одной женщины, мне удалось проскользнуть почти незамеченным — напомнило процедуру в Московском метро.
Скажу честно, сам храм не произвёл на меня особого впечатления.

Стемнело, и пришло время отправляться на вокзал. На улицах продавали отпечатки прямо на вес.

Ожидание на вокзале и выбор поезда
На вокзале многие пассажиры располагаются прямо на полу — сидят, лежат, отдыхают. В конце концов, здесь тепло. Можно постелить покрывало и устроиться на ночь.
Мне повезло найти местную комнату отдыха с креслами, доступом в интернет и чаем/кофе. Всё это стоило около 300 рублей! Отличный способ укрыться от суеты и шума.
Кстати, рекомендую почитать: Поездка в поезде дальнего следования – это маленькая жизнь: как люди обустраиваются в плацкарте сегодня.
Там я и дождался своего поезда.
Теперь о самом поезде. Классов вагонов несколько.
Самый бюджетный вариант — SL (Sleeper Class). Его описывают как шумный, многолюдный и без постельного белья. Для меня это не подходило — спального мешка с собой не было, а хотелось отдохнуть.
Первый класс (AC First Class) слишком дорогой, смысла переплачивать я не увидел. Вагон второго класса (AC 2-tier) — неплохой аналог нашего плацкарта: чистый, с занавесками для уединения. Но билетов не было.
В итоге я купил билет в вагон третьего класса (AC 3-tier) на верхнюю полку, чтобы сразу лечь и заснуть. Полки здесь расположены в три яруса, похоже на то, что я видел в Казахстане. Места, конечно, немного, и если не привыкнуть, можно запросто удариться головой. Постельное бельё входит в стоимость (немного поношенное, но чистое).

Особенности индийского плацкарта
Начитавшись в интернете, я захватил с собой верёвку, чтобы привязать рюкзак на ночь. Никогда не знаешь, насколько распространено воровство. Как оказалось, предосторожность была не лишней. К счастью, со мной всё в порядке — и рюкзак, и старые кроссовки на месте.
Отдельная тема — покупка билетов. Если свободных мест нет, на сайте отображается статус WL (Waiting List — лист ожидания). Сам я через очередь не проходил, но система кажется интересной.
Но самое занятное — это статус RAC (Reservation Against Cancellation — бронирование на случай отмены). Он означает, что вы купили, по сути, половину места. Если кто-то сдаст билет, есть шанс получить полноценное место. А если нет? Тогда придётся делить полку с соседом!
На верхних полках пассажиры спокойно отдыхали, а вот на нижних люди буквально втискивались. Видимо, индийцы привыкли к тесноте — в стране с населением 1,5 миллиарда это неизбежно.

Ехать так всю ночь, конечно, не очень комфортно. Приходилось мириться с тем, что твоя подушка может оказаться рядом с ногами соседа. Необычный опыт, скажу я вам.

Есть ещё специальные квоты на билеты для иностранцев, но их нужно искать в особых кассах, которые есть не на каждой станции. Я не пользовался — путешествовал по чёткому плану и приобрёл билеты заранее через сайт.
Что заметил в пути: люди были приветливы, по вагонам периодически ходили торговцы, поезда отправлялись и прибывали по расписанию. Возможно, мне просто повезло.
И да, документы у меня так и не проверили — только спросили имя и фамилию.
А в следующей статье я расскажу о Варанаси...
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Сгонял в Индию. Про Дели и индийский плацкарт.
