Подростковые политики: взгляд изнутри
Позвольте мне сделать небольшое лирическое отступление или, если хотите, начать главу под названием «Подростковые политики».
У нашего хозяина в Акьязи подрастает несколько внуков. Одному из них, двадцатилетнему парню, сейчас довелось учиться в Стамбульском техническом университете на экономиста. У нас с Сергеем выдалась возможность пообщаться с ним и его приятелями, чтобы хоть немного понять, что же на самом деле творится в головах у современной турецкой молодежи.
Стоит сразу отметить, что молодые турки зачастую не проявляют особого уважения к путешественникам из-за рубежа. Друзья того самого студента, едва завидев нас (а мы были почти вдвое старше), начали перешептываться и смеяться, явно перебивая нашу беседу. Один из них, развалившись на перилах так, что его задница оказалась почти на уровне моей головы, демонстративно принялся швырять шелуху от семечек в мешок, стоявший на столе прямо передо мной, а затем ещё и плеснул на него водой из своей чашки. Представьте на минуту обратную ситуацию: как бы мы оценили поведение россиянина, если бы к нему в гости приехали, скажем, китайцы или те же турки, а он бы начал кидаться в них скорлупой? Немыслимо! Но здесь, в Турции, такое поведение оказалось в порядке вещей. Мне ничего не оставалось, как вежливо подвинуть мешок поближе к этому мелкому хулигану, чтобы ему не пришлось бросать так далеко, и вытереть разлитую воду.
Но суть даже не в этом. Больше всего меня поразило другое. После того как парень пообщался с некоторыми нашими спутниками — людьми, серьёзно изучавшими тему Сталина и писавшими на эту тему, — он не стал вникать в их слова, а вместо этого устроил целую тираду. Получается, что наша группа, включая Алексея Александровича Менярова, который провёл в сибирской ссылке около двадцати лет и объездил полмира, собралась здесь лишь для того, чтобы выслушать двадцатилетнего юнца, цитирующего Википедию? Он делал это с такой напористостью и самоуверенностью, что переубедить его или хотя бы вставить слово в спор не представлялось возможным. Разумеется, прозвучали штампы про «десятки миллионов невинно убиенных» и «рабский труд», на котором, якобы, держалась вся сталинская экономика. В общем, перед нами была типичная группа молодых людей, воспитанных на идеях вроде тех, что проповедовала Новодворская и ей подобные.
«Конечно, — добавил он, — сейчас я получаю образование по западным стандартам и точно знаю, что демократия и капитализм — это лучшие формы правления и экономического устройства». Все свои познания о Сталине он почерпнул исключительно из трудов западных авторов.
После этой встречи, а также после беседы с историком из Бичикеда, у меня в голове засела мысль: «Да почему он вообще так озабочен фигурой Сталина? Живёт себе в своей Турции, и Сталин к его повседневной жизни имеет примерно такое же отношение, как и я. Его предков никто не расстреливал, не депортировал, не переселял. Почему же он так яростно, с пеной у рта, готов обсуждать Сталина как какого-то монстра?»

историк
Едва усевшись в кресло, «весьма уважаемый историк», мужчина лет семидесяти, начал сыпать бессвязными утверждениями: «Сталин уничтожил 50 миллионов человек, из них около полумиллиона были курды и турки». Мы попытались предложить выслушать альтернативную точку зрения от эксперта по сталинской эпохе, но он и слышать об этом не захотел. Более того, он отнёсся к нашим словам с ледяным пренебрежением. Создалось впечатление, что он вообще не собирался вникать в суть вопроса.
Третий наш собеседник жил в селе Бычкедере. Его дед в детстве лично видел Сталина и запомнил лишь то, что «голова у него была большая» в прямом, физическом смысле. Сам же житель Бичсайда несколько лет проработал в Великобритании, а также, судя по всему, и в Германии. Для него Сталин также был однозначным тираном и так далее.
У меня лично сложилось стойкое впечатление, что для местных жителей плевок в сторону Сталина — это своеобразный пропуск в мир «высших европейских ценностей» (читай — право смотреть на всех свысока). Здесь, в городах и сёлах близ Ташбрунна, едва ли не каждый второй успел поработать в Германии. Что ж, ценности немцев, видимо, вполне уживаются с местным менталитетом. Поэтому один из жителей села Ташбрун заявил: «Гитлер был нормальным человеком. Евреев просто некуда было девать, их никто не принимал. Вот их и отправили в печь». Человек, проработавший десять лет в Лондоне и впитавший, как он считает, всё лучшее от Европы. Разве удивительно, что такие люди здесь помешаны на теме Сталина? Их собственный Ататюрк не вызывал у них и десятой доли того пыла. А вот Сталин — да. До бешенства.
Кстати, любопытный парадокс: в такой большой стране, как Турция, претендующей на статус могущественной державы с османскими корнями, до сих пор нет своего, отечественного биографа Сталина, хотя тот прожил на турецкой земле как минимум полгода, а то и два года. Местную интеллектуальную элиту удовлетворила лишь короткая заметка о том, как Сталин охотился на кабанов в селе Ташбулун, и на этом всё. Здесь нет ни авторов, ни переводчиков, способных перевести хоть что-то с русского языка. Логично было бы переводить книги о Сталине именно с русского, а не с английского, но никто этим заниматься не хочет. Всё, что известно о Сталине в Турции, — это ложь западных СМИ и западных писателей, которые после Фултонской речи Черчилля никогда не испытывали дружеских чувств к СССР и России. Другими словами, турки, как дети, поглощают западный информационный мусор, даже не осознавая, что их ведут на поводу у пропаганды третьего сорта.
Да, их обожаемая Германия лет двадцать-тридцать назад импортировала турков в качестве гастарбайтеров. Билеты купили, жильё оплатили — только соску в рот не положили при переезде в страну обетованную. И вот те, кто когда-то работал на немецких заводах, как наши таджики в России, теперь ходят с манией величия, считая, что они повидали жизнь. Опытные. Гастарбайтеры. Но невероятно, до дрожи гордые.

Вид с вершины села Ташбурун.
Парадоксы Ташбуруна
Возвращаясь к селу Ташбулун, хотелось бы отметить один поразительный парадокс.
Мы проехали через несколько деревень неподалёку от Ташбуруна, включая Кузулук, Бичкедере, Кучучек, Карапульчек, Мегидия, Месудия, Канлычай. Через все эти сёла когда-то проезжал Сталин по пути в Измит. Все эти точки — обычные деревни. Ничего особенного, просто турецкая глубинка — возможно, чуть аккуратнее русской, но с тем же провинциальным духом.
Однако, возвращаясь в Ташбурун после этих поездок и прогуливаясь по его улочкам, ты ощущаешь разительный контраст. В сознании возникает стойкое чувство, что ты перемещаешься не из села в село, а будто путешествуешь по столице! По этой странной деревне ты идёшь с ощущением некой торжественности, тайны, которую нам ещё только предстоит разгадать. Немного упрощая, могу сказать, что ощущение мегаполиса создают здесь не здания и не дизайнерские газоны. Его создаёт особая атмосфера, исходящая от людей, которых здесь много. Это особенное село! Сталин приехал сюда не просто так. У него были здесь очень важные дела, в этой, на первый взгляд, невзрачной, тупиковой (в географическом смысле) деревне.
Обратите внимание: Загадочные гибели известных мужчин. Часть первая: стоит ли верить тому, что мы знаем о смерти Гагарина и имератора….
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Сталин в Турции. 1910-е. Неизвестные страницы биографии. ЧАСТЬ 2.
