Георгиевский собор в Юрьеве-Польском: история, загадки и боль за судьбу последнего белокаменного храма Руси

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — место, которое трогает душу, но эти чувства неоднозначны и не так просты, как может показаться на первый взгляд.

Этот белокаменный храм, освященный в честь святого Георгия, изначально связан с именем Юрия Долгорукого, которого часто называют основателем Москвы. Спустя почти столетие его внук, князь Святослав Всеволодович, взялся за масштабную перестройку. Удивительно, но в летописях сохранилось упоминание, что князь «сам был мастером», что, вероятно, означает его личное участие в проектировании и руководстве работами. Строительство длилось четыре года, и в 1234 году собор был освящен. Как выяснилось позже, он стал последним белокаменным собором, возведенным на северо-востоке Руси перед монгольским нашествием — финальным аккордом целой эпохи.

Крушение и возрождение

В середине XV века произошла катастрофа: верхняя часть здания обрушилась, и около тридцати лет храм лежал в руинах. Его восстановление по приказу великого князя московского Ивана III стало знаковым событием. Это была одна из первых в истории попыток реставрации древнего домонгольского памятника, наряду с Владимирскими Золотыми воротами. Таким образом Москва подчеркивала преемственность от Владимирского княжества, укрепляя свой статус в период «собирания земель» и побед над Казанским ханством.

Работы возглавил артель Василия Ермолина, которая применила передовые для своего времени методы. Собор буквально собирали заново из уцелевших фрагментов, стараясь вернуть ему функциональность и былую красоту, хотя о полной исторической достоверности тогда, конечно, не задумывались.

В XVIII веке храм снова подвергся переделкам, но и на этом его метаморфозы не закончились. К началу XX века он оброс поздними пристройками, которые хорошо видны на дореволюционных фотографиях. Многое из того, что появилось в советский период, впоследствии было убрано.

Загадка древнего облика

Что в итоге означают все эти перестройки? А то, что даже первоначальный облик собора сегодня — предмет жарких споров среди ученых. Существует несколько гипотез реконструкции: одни выглядят строго и академично, другие — более смело и даже спорно. Ясно одно: храм, построенный князем Святославом, был невероятно богато украшен. Князь, хоть и не правивший во Владимире, обладал достаточными средствами и художественным вкусом, чтобы создать нечто, способное соперничать даже с великолепным Дмитриевским собором, возведенным его отцом.

От первоначального убранства до нас дошла нижняя часть стен, план здания и множество резных камней. Но как именно была расположена эта каменная «книга» и что она означала — вопросы даже более сложные, чем реконструкция архитектурных форм. Представьте себе сложнейшую мозаику, которую ветром истории разметало, часть фрагментов потерялась, а потом пришел новый мастер и собрал из того, что нашел, свою версию картины, вписав её в прямоугольные стены.

Тем не менее, даже отдельные уцелевшие фрагменты резьбы поражают воображение.

Обратите внимание: Помощь туристам, застрявшим за границей, это справедливо? Мое мнение.

Мастерство древних резчиков потрясает: у львов и грифонов проработан каждый волосок, их лица выражают эмоции, взгляды направлены. Можно разглядеть не только тип короны, но и детали оружия, доспехов, даже серьги в ушах святых. Растительный орнамент здесь — не просто абстрактные побеги, а узнаваемые гроздья винограда.

Эмоции сегодня: восхищение и боль

Так какие же чувства вызывает собор сейчас? Искреннее восхищение древним искусством — да. Но вместе с ним — горечь и боль. Тот факт, что в последнее время храм закрыт для посещения, красноречиво говорит о его аварийном состоянии. Вход внутрь может быть опасен.

Местные энтузиасты и краеведы не сидят сложа руки. Они собирают подписи, пишут письма в инстанции, пытаются привлечь внимание. Но, увы, их голос часто остается гласом вопиющего в пустыне. Музей, в чьем ведении находится собор, обладает ограниченными ресурсами. Прорывные решения требуют серьезных инвестиций и внимания на государственном уровне.

В итоге в любой дискуссии о соборе сквозит фоновое отчаяние. Его можно почувствовать даже в научно-популярных текстах, не говоря уже о комментариях в социальных сетях. Установилась печальная логика: чтобы всё исправить, нужен «хороший богатый дядя». А раз его нет, значит, время такое, страна такая. Ходили слухи о возможной передаче собора в ведение Владимиро-Суздальского музея-заповедника, но слухи так и остались слухами.

Главная проблема, на мой взгляд, в том, что Юрьев-Польский и его жемчужина практически не присутствуют в современном медиапространстве. О них мало говорят, мало пишут, их почти «не существует» для широкой публики. Я уверен, что эту ситуацию нужно и можно менять, и начинать стоит с того, чтобы рассказывать. Хотя бы так, как я попытался сделать в этой статье.

[Мой] Юрьев-Польский Каменная скульптура Древнерусский стиль Средневековая храмовая архитектура Смотровые площадки Достопримечательности Российский туризм Памятники Золотое кольцо России Длинная статья Краеведческий музей Туризм 14

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Мнение.