День в Голестанском дворце: история, искусство и быт Тегерана

Продолжаю делиться впечатлениями от своего путешествия в Иран в конце декабря и на новогодние праздники.

Третий день: Голестанский дворец


На третий день нашей поездки мы отправились исследовать Голестан, знаменитый «Дворец роз» в самом сердце Тегерана. Первые постройки на этом месте появились ещё в XVI веке, и каждый последующий правитель считал своим долгом что-то добавить или перестроить. Однако основной облик, который мы видим сегодня, сложился благодаря шахам из династии Каджаров в XVIII–XIX веках.

Сердцем комплекса и его самой исторически значимой частью является Зал с Мраморным троном, возведённый в 1806 году. Именно здесь монарх восседал на троне, принимая посетителей и верша государственные дела. Интересно, что название зала с персидского дословно переводится как «Зал приветствия». Трон поддерживают фигуры ангела и демона, а у подножия лестницы можно заметить каменного льва.

В этой же части дворца находятся удивительные расписные комнаты, где каждый сантиметр стен и потолков украшен зеркальной мозаикой, сложными витражами и яркой росписью.

Выйдя снова во двор, мы обнаружили открытую веранду, отделанную изразцовой плиткой. Когда-то в её центре бил фонтан — ведь любовь к журчанию воды является отличительной чертой традиционного персидского садового искусства. Здесь тоже стоит мраморный трон, но, если присмотреться, он заметно меньше того, что находится в главном зале.

Дворец включает в себя и музейные пространства. Особенно впечатлила галерея иранской живописи. Здесь выставлены не только работы персидских мастеров, но и европейские полотна. Для персидской художественной традиции характерна особая декоративность, обилие деталей, орнаментов и явная любовь к роскоши.

Интересно, что увлечение созданием таких галерей пришло от шаха Насер ад-Дина из династии Каджаров. После своего путешествия по Европе он буквально «заболел» идеей организовать в Иране музеи по европейскому образцу.

Среди портретов мой муж обратил моё внимание на одного человека: «Смотри, это же Николай II Персидский!». На самом деле, это был первый министр Ирана эпохи Каджаров.

А вот эта картина зацепила меня лично. На ней изображены жёны шаха Насер ад-Дина. Всего их было 84, но, как я позже выяснила, лишь с четырьмя из них шах состоял в постоянном браке в нашем привычном понимании. С остальными женщинами заключались так называемые временные браки, или «сигэ». С арабского это слово переводится как «брак ради удовольствия». Такой союз разрешён в шиитском исламе, но строго запрещён суннитами.

Обратите внимание: Загадочные гибели известных мужчин. Часть первая: стоит ли верить тому, что мы знаем о смерти Гагарина и имератора….

Длительность сигэ могла быть любой — от одного часа до нескольких лет. Если же хотели, чтобы союз был «пожизненным», просто заключали его на срок, скажем, в 100 лет. По истечении срока его можно было продлить.

Перейдя в следующую часть Национального дворца-музея, я задержалась у изящной шкатулки с изображением традиционной персидской сцены.

Здесь же представлена целая коллекция предметов русского быта XIX–XX веков.

А вот и самая роскошная часть дворца. Честно говоря, её убранство чем-то напомнило мне Екатерининский дворец в Петербурге.

На улице нас встретил неожиданно тёплый зимний закат. Было очень приятно прогуляться по двору в такой день.

Здание на фото ниже — один из первых в Иране многоквартирных домов, построенных специально для проживания жён шаха.

На территории дворца, в одной из комнат, можно увидеть «бадгир» (в переводе с персидского — «ловец ветра»). Это традиционный архитектурный элемент, огромная башня, которая обеспечивает естественную вентиляцию и охлаждение помещений — своего рода древний кондиционер. В большом количестве их можно увидеть в провинции Йезд, куда мы как раз планировали отправиться через пару дней.

К концу экскурсии мы изрядно проголодались. Рядом с дворцом Голестан находится Большой базар. Хотя время было уже позднее и многие лавки закрывались, нам удалось найти работающий ресторан и даже купить небольшой сувенирный коврик.

Должна признаться, что ужин в тот вечер стал для меня самым вкусным знакомством с персидской кухней за всю поездку. На столе были салат «ширази» (мелко нарезанные огурцы, помидоры, лук с сушёной мятой и соком незрелого винограда или лайма), «зерешк-поло» (курица с рисом и барбарисом, похожее блюдо я уже пробовала в самолёте), «маст» (йогурт), а под рисом скрывались сладкий лук и ароматные шашлыки.

Из напитков я попробовала «Дельстар» (или «Дельстар» с ударением на последний слог, как говорят иранцы). Местные жители шутливо называют его безалкогольным пивом, хотя, на мой вкус, сходство довольно отдалённое.

Возвращаться домой мы решили на метро, ​​благо станция была совсем рядом.

Тегеранское метро открылось в 1999 году и на сегодняшний день состоит из семи линий общей протяжённостью около 292 километров.

Вот так я выглядела после целого дня прогулок.

Последние два вагона в каждом поезде предназначены исключительно для женщин и детей, которые предпочитают не ехать в общем вагоне с мужчинами. Честно говоря, я не являюсь поклонницей иранского уклада жизни в целом, но от такой опции в метро не откажусь. Каждое утро я провожу 40 минут в московском метро рядом с людьми, которые, возможно, имеют доступ к душу, но от которых пахнет сигаретным дымом и немытыми вещами. И, замечу, чаще всего это мужчины.

На плакате ниже написано: «Проникновение мужчины в вагон для женщин является нарушением общественного порядка и влечёт за собой ответственность».

На следующий день нас ждало новое приключение — посещение «Иран Молл», одного из крупнейших торговых центров в мире. Но об этом я расскажу в следующий раз.

[Мое] Иран Персидский Ближний Восток Путешествия Туризм Культура Музей Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: В Иран на Новый год. Часть 2.