Продолжаю делиться впечатлениями от своего путешествия в Иран в конце декабря и на новогодние праздники.
Третий день: Голестанский дворец
На третий день нашей поездки мы отправились исследовать Голестан, знаменитый «Дворец роз» в самом сердце Тегерана. Первые постройки на этом месте появились ещё в XVI веке, и каждый последующий правитель считал своим долгом что-то добавить или перестроить. Однако основной облик, который мы видим сегодня, сложился благодаря шахам из династии Каджаров в XVIII–XIX веках.

Сердцем комплекса и его самой исторически значимой частью является Зал с Мраморным троном, возведённый в 1806 году. Именно здесь монарх восседал на троне, принимая посетителей и верша государственные дела. Интересно, что название зала с персидского дословно переводится как «Зал приветствия». Трон поддерживают фигуры ангела и демона, а у подножия лестницы можно заметить каменного льва.

В этой же части дворца находятся удивительные расписные комнаты, где каждый сантиметр стен и потолков украшен зеркальной мозаикой, сложными витражами и яркой росписью.



Выйдя снова во двор, мы обнаружили открытую веранду, отделанную изразцовой плиткой. Когда-то в её центре бил фонтан — ведь любовь к журчанию воды является отличительной чертой традиционного персидского садового искусства. Здесь тоже стоит мраморный трон, но, если присмотреться, он заметно меньше того, что находится в главном зале.


Дворец включает в себя и музейные пространства. Особенно впечатлила галерея иранской живописи. Здесь выставлены не только работы персидских мастеров, но и европейские полотна. Для персидской художественной традиции характерна особая декоративность, обилие деталей, орнаментов и явная любовь к роскоши.
Интересно, что увлечение созданием таких галерей пришло от шаха Насер ад-Дина из династии Каджаров. После своего путешествия по Европе он буквально «заболел» идеей организовать в Иране музеи по европейскому образцу.

Среди портретов мой муж обратил моё внимание на одного человека: «Смотри, это же Николай II Персидский!». На самом деле, это был первый министр Ирана эпохи Каджаров.

А вот эта картина зацепила меня лично. На ней изображены жёны шаха Насер ад-Дина. Всего их было 84, но, как я позже выяснила, лишь с четырьмя из них шах состоял в постоянном браке в нашем привычном понимании. С остальными женщинами заключались так называемые временные браки, или «сигэ». С арабского это слово переводится как «брак ради удовольствия». Такой союз разрешён в шиитском исламе, но строго запрещён суннитами.
Обратите внимание: Загадочные гибели известных мужчин. Часть первая: стоит ли верить тому, что мы знаем о смерти Гагарина и имератора….
Длительность сигэ могла быть любой — от одного часа до нескольких лет. Если же хотели, чтобы союз был «пожизненным», просто заключали его на срок, скажем, в 100 лет. По истечении срока его можно было продлить.
Перейдя в следующую часть Национального дворца-музея, я задержалась у изящной шкатулки с изображением традиционной персидской сцены.

Здесь же представлена целая коллекция предметов русского быта XIX–XX веков.

А вот и самая роскошная часть дворца. Честно говоря, её убранство чем-то напомнило мне Екатерининский дворец в Петербурге.



На улице нас встретил неожиданно тёплый зимний закат. Было очень приятно прогуляться по двору в такой день.

Здание на фото ниже — один из первых в Иране многоквартирных домов, построенных специально для проживания жён шаха.

На территории дворца, в одной из комнат, можно увидеть «бадгир» (в переводе с персидского — «ловец ветра»). Это традиционный архитектурный элемент, огромная башня, которая обеспечивает естественную вентиляцию и охлаждение помещений — своего рода древний кондиционер. В большом количестве их можно увидеть в провинции Йезд, куда мы как раз планировали отправиться через пару дней.

К концу экскурсии мы изрядно проголодались. Рядом с дворцом Голестан находится Большой базар. Хотя время было уже позднее и многие лавки закрывались, нам удалось найти работающий ресторан и даже купить небольшой сувенирный коврик.
Должна признаться, что ужин в тот вечер стал для меня самым вкусным знакомством с персидской кухней за всю поездку. На столе были салат «ширази» (мелко нарезанные огурцы, помидоры, лук с сушёной мятой и соком незрелого винограда или лайма), «зерешк-поло» (курица с рисом и барбарисом, похожее блюдо я уже пробовала в самолёте), «маст» (йогурт), а под рисом скрывались сладкий лук и ароматные шашлыки.


Из напитков я попробовала «Дельстар» (или «Дельстар» с ударением на последний слог, как говорят иранцы). Местные жители шутливо называют его безалкогольным пивом, хотя, на мой вкус, сходство довольно отдалённое.

Возвращаться домой мы решили на метро, благо станция была совсем рядом.
Тегеранское метро открылось в 1999 году и на сегодняшний день состоит из семи линий общей протяжённостью около 292 километров.

Вот так я выглядела после целого дня прогулок.

Последние два вагона в каждом поезде предназначены исключительно для женщин и детей, которые предпочитают не ехать в общем вагоне с мужчинами. Честно говоря, я не являюсь поклонницей иранского уклада жизни в целом, но от такой опции в метро не откажусь. Каждое утро я провожу 40 минут в московском метро рядом с людьми, которые, возможно, имеют доступ к душу, но от которых пахнет сигаретным дымом и немытыми вещами. И, замечу, чаще всего это мужчины.

На плакате ниже написано: «Проникновение мужчины в вагон для женщин является нарушением общественного порядка и влечёт за собой ответственность».

На следующий день нас ждало новое приключение — посещение «Иран Молл», одного из крупнейших торговых центров в мире. Но об этом я расскажу в следующий раз.
[Мое] Иран Персидский Ближний Восток Путешествия Туризм Культура Музей Длинный пост 1Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: В Иран на Новый год. Часть 2.
