Слои мавританского общества: от элиты до изгоев

Мой интерес к Мавритании зародился после прочтения книги Анны Ковальски-Левицки, описывающей её путешествие в 1968 году. Это любопытство подогревалось и документальными фильмами, которые я находил в сети. Идея посетить эту страну пришла ко мне неспроста — прошлым летом я побывал в соседнем Марокко, и мысль заглянуть за границу казалась заманчивой. Однако планы так и остались планами. Главным препятствием стали опасения за здоровье: обязательная прививка от жёлтой лихорадки и повсеместный риск малярии. Консультация с врачом-другом только укрепила мои опасения — он описал малярию как хроническое заболевание, способное серьёзно подорвать здоровье на всю оставшуюся жизнь. Узнав, что вакцинация обойдётся в круглую сумму, я окончательно отказался от поездки. Но моё виртуальное погружение в жизнь Мавритании оказалось не менее захватывающим и подарило множество открытий, которыми я хочу поделиться.

Пожалуй, самый шокирующий факт, с которым сталкивается любой, кто начинает изучать Мавританию, — это существование рабства. Несмотря на официальную отмену, эта практика глубоко укоренена в обществе и передаётся по наследству. Рабы живут семьями, рожают детей, но при этом навсегда остаются собственностью хозяев. Парадоксально, но многие владельцы искренне считают, что делают своим рабам благо, обеспечивая их кровом, пищей и одеждой. С их точки зрения, дарование свободы лишь обречёт этих людей на несчастье, лишив привычной опеки. Это классический пример того, как вековые традиции искажают само понимание человеческого достоинства.

Другое яркое впечатление — это повсеместная бедность и почти полное отсутствие эстетики в быту. Многие путешественники метко называют Мавританию «страной бездомных». Жилища выглядят примитивно и неопрятно, улицы завалены мусором, а инфраструктура практически отсутствует. Однако что удивительно, многие из тех, кто побывал там, вспоминают не убогость пейзажей, а самих людей, их характер и гостеприимство, которое, судя по отзывам, здесь в большом почёте.

Для меня стало открытием, что Мавритания считается Меккой для изучающих ислам и арабский язык. Считается, что здесь, в относительной изоляции, язык и религиозные учения сохранились в своей самой чистой, неиспорченной форме. Обучение у местных теологов и погружение в языковую среду котируется в определённых кругах так же высоко, как диплом одного из ведущих мировых университетов.

Иерархия каст: от воинов до хранителей слов

Но самое интересное — это устройство мавританского общества, которое напоминает жёсткую кастовую систему. Здесь успех измеряется не достижениями, а происхождением, а элитой считаются те, кто принципиально не занимается производительным трудом. На вершине социальной пирамиды стоят хасаны — потомки воинов, которые в средние века защищали мирное население от набегов. За эту защиту они получали дань, и с тех пор труд для этого класса стал считаться унизительным. Их идеал — воинская доблесть. Хасаны не стремятся к накоплению богатств, они живут за счёт того, что им предоставляют другие слои общества, от продовольствия до транспорта. Даже в современности этот класс сохраняет свой статус и престиж, олицетворяя военную аристократию.

Следующую ступень занимают марабуты — богословы и судьи, знатоки религиозных догм и законов шариата, на которых основано местное правосудие. Как и хасаны, они презирают физический труд, считая себя избранными для интеллектуального и духовного служения. Общество содержит и почитает их, обеспечивая всем необходимым в обмен на знания и отправление правосудия.

За элитой следует средний класс, представленный в основном ремесленниками. Это мастера, чьи навыки передаются из поколения в поколение. Несмотря на то, что их труд востребован и они живут в достатке, общество смотрит на них свысока. Работа руками считается недостойной, позорной. К этому же уровню можно отнести охотников и рыболовов. Ниже находятся земледельцы и скотоводы. Браки между представителями разных каст строго запрещены, как в классической индийской системе. Исключение делается только для высших каст — хасанов и марабутов, которые могут заключать союзы между собой.

Особняком стоят гриоты — бродячие сказители, музыканты и хранители устной истории. К ним отношение двойственное: их презирают как бродяг, но одновременно боятся, приписывая мистические способности. Их погребальные обряды отличаются от общепринятых — умерших гриотов часто хоронят в дуплах баобабов. Иногда правители содержат их при своих дворах в качестве придворных артистов и историографов. Эта каста настолько своеобразна, что заслуживает отдельного глубокого изучения.

Интересно, что принципы выбора партнёра в этой жёсткой системе могут быть предметом отдельного обсуждения, даже в контексте современной науки. Как и в любой стране, учёные здесь считаются частью интеллектуальной элиты.

Какую надо выбрать себе женщину, чтобы сделать карьеру в науке?

[моё] Путешествие в Африку, Мавританию, Общество, Жители страны, Видео на YouTube, Длинный пост 2

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Как устроено общество в Мавритании.