Дневник третьего дня: от Боденского озера через Лихтенштейн к итальянским перевалам

Начните с эссе о путешествии №1, эссе №2

Боденское озеро

Уникальный статус Боденского озера

Боденское озеро — это по-настоящему уникальное место в самом сердце Европы. Его особая прелесть в том, что здесь нет четких, официально установленных границ. Ни Германия, ни Австрия, ни Швейцария так и не подписали юридически обязывающего соглашения о разделе акватории. Из-за этого озеро формально нельзя считать общей территорией — скорее, это земля, не принадлежащая ни одной стране. Правда, это касается только водной глади, а не береговой линии и прибрежной полосы шириной в 25 метров.

Каждая из трех стран смотрит на эту ситуацию по-своему. Швейцария уверена, что граница должна проходить ровно по середине озера. Австрия апеллирует к нормам международного права. А позиция Германии, если читать ее национальное законодательство, остается довольно размытой и неоднозначной.

Первые впечатления и поиск стоянки

Мой путь начался от Бодмана. Я попытался заехать в Людвигсхафен, но быстро сдался — с парковкой там была настоящая беда. Зато издалека удалось разглядеть знаменитый музей на сваях и массивную статую в Унтерульдингене. В итоге я остановился в Меерсбурге. И тут случилось первое маленькое приключение: на платной стоянке для кемперов, где брали целых 19 евро (совершенно неадекватная цена!), я оставил машину всего на полчаса. И буквально в двухстах метрах наткнулся на чудесный магазинчик старьевщика, где купил для дочки довольно редкую куклу.

Планы неспешно погулять по городу рухнули из-за внезапного ливня. Промокнув до нитки, я вернулся в кемпер, переоделся в сухое и проложил маршрут до австрийской стоянки на том же озере. Уже почти выезжая, подумал: а почему бы не заглянуть в другой кемпинг? То ли из любопытства, то ли чтобы набрать воды. И вот тут-то...

Меерсбург, Боденское озеро. Красивый город

Со стоянки выезжал другой кемпер. Водитель сдал назад, чтобы дать мне проехать (что само по себе было неожиданно вежливо), а потом выскочил из машины и протянул мне парковочный талон, действительный до завтрашнего двух часов дня. «Мы купили, но уезжаем раньше — зачем пропадать? Берите!» — сказал он. 16 евро экономии! Утром я поделился водой с соседом, а вечером удача сама постучалась в дверь. Видимо, судьба намекала, что в Меерсбурге мне все-таки стоит задержаться. Решено — остаюсь!

Множество вертикальных акцентов и видов. Старая мельница. Северный курорт...

Жемчужина Боденского озера

Меерсбург, несмотря на скромные размеры, по праву считается одной из главных жемчужин Боденского озера. Это не просто живописный городок — это полностью сохранившееся средневековое поселение, по узким улочкам которого невероятно приятно бродить. Но кроме прогулок, здесь есть на что посмотреть: целая россыпь музеев на любой вкус. Обязательно стоит увидеть старый замок и новый дворец, заглянуть в дом поэтессы Аннет фон Дросте-Хюльсхофф, посетить музеи вина, истории города, Библии. Есть даже частные коллекции, посвященные дирижаблям и ковроткачеству, а также городская картинная галерея.

На колонне изображены знаменитости города, такие как доктор Франц Месмер, пытавшийся лечить с помощью магнетизма, и его противники, почему-то помещенные в клетку. Вверху белая чайка — символ знаменитой поэтессы Аннет фон Дросте-Хульсхофф (1797–1848)

Монетный вопрос и дорога в Австрию

В Европе с монетами особая история. В России я ими уже почти не пользуюсь (разве что пара пятаков и десяток лежит в машине на всякий случай). А здесь... Особенно когда путешествуешь на автодоме. Электричество на стоянках — за монеты. Вода — за монеты. Тележки на рынках, душевые в кемпингах, даже переправа на лодке через Рейн — везде нужна мелочь. Пятидесятицентовики, одно- и двухевровые монеты — без них никуда. На одной из стоянок автомат, отпускающий электричество, принимал ТОЛЬКО монеты по 50 центов. У меня их было всего две. Одну я потратил на зарядку (за час «съели» всего 0.3 кВт из оплаченного киловатта — неплохой результат). За день накатали всего +38 км. [Привет всем, кто удивлялся, почему 4500 км нельзя преодолеть за три дня :)]

На этой ночевке моё немецкое приключение закончилось. Уже на следующее утро, буквально через 15 минут после выезда, я пересек границу Австрии. Хотя это моя самая любимая страна в Европе, в этот раз план был прост: проехать эти 30 километров, не покупая годовую виньетку для автобанов. Правда, строго придерживаться маршрута не получилось — свернул немного в сторону, в сторону Дорнбирна. Попытался зайти в музей Роллс-Ройса, но атмосфера там показалась какой-то унылой, словно в дедушкином гараже. Полумрак, старые машины, следы ремонта повсюду. Рядом был музей с вертепом и, судя по картинке, фантастической тропой. Решил, что обязательно привезу сюда детей когда-нибудь в будущем.

Виньетка и в Австрии, и в Швейцарии означает, что под угрозой штрафа нельзя ездить по автомагистралям, но можно ездить по небольшим региональным дорогам. А на этой огромной махине по такой высокой цене немного страшновато

Следующим пунктом программы стало карликовое государство Лихтенштейн

Крошечное княжество Лихтенштейн

Лихтенштейн (официально — Княжество Лихтенштейн) — это настоящее карликовое государство в Западной Европе. Его площадь всего 160 км², а население чуть больше 38 тысяч человек. Интересно, что Лихтенштейн — одна из всего трех стран в мире, названных в честь правящей династии (наряду с Иорданией и Саудовской Аравией).

Это также одно из трех оставшихся в мире суверенных княжеств и одно из двух (второе — Монако), где у власти реально находится князь. В третьем, Андорре, номинальными соправителями считаются президент Франции и архиепископ Уржельский.

В общежитии полный беспорядок. Я начал с полностью легальной и бесплатной парковки в центре Вадуца, фото справа выше.

Обратите внимание: «Здоровая экономика, необходимые ресурсы и божья помощь» из пасхального поздравления Президента с усталыми глазами.

Бесплатно до 07.00 и потом еще свободный час. Нам нужно уйти в 8.

Городок очень маленький. Ну, я пошел в церковь. Я сидел там. Тишина режет мои уши. Все открыто, никого нет. Только святые на стенах и алтарях...

В общем, мы пошли дальше, до границы Швейцарии и Италии

Поиск ночлега в Швейцарии: три неудачи

Первая попытка остановиться на ночь привела меня в какое-то неудобное место у пещеры, где кузов фургона нависал над горной речкой. Стоял я криво, а более загруженная часть машины оказалась ближе к обрыву. В общем, не лучшая идея.

Так выглядит автобусная остановка в швейцарском городке Шплюген

Вторая попытка — на стоянке небольшого горнолыжного курорта Шлютген. Парковка была заполнена лишь на 20%. Я припарковался и пошел осмотреться. На фото — внутреннее убранство местной автобусной остановки. Но мой энтузиазм поугас, когда я увидел знак «Кемпинг запрещен. Полиция проверяет в 22:00». Я бы, конечно, мог притвориться, что просто отдыхаю за рулем, но вряд ли выглядел для этого достаточно презентабельно. И как объяснять полицейскому, что «я устал, но если надо, то готов уехать»? Звучало как-то нелепо. Хотя сама парковка была отличной, мое доверие к приложению park4night в Швейцарии пошатнулось. Да и вообще, тут на каждом шагу таблички «Стоянка запрещена».

Эта фотография не моя, но на ней видно, что это за дорога. В то же время ночь. Микроавтобус 7,5х3,1х2,4, температура около нуля, дорога, вероятно, гололедистая.

Дорога через перевал

Кстати, отдельный респект Лихтенштейну и легкое разочарование в некоторых швейцарцах. Вадуц, хоть и выглядит как типичный швейцарский город, оказался гораздо гостеприимнее к путешественникам: парковка после 18:00 бесплатная, во многих местах можно остановиться на 10 минут, а часто и на целый час. Швейцарцы же либо все запрещают, либо сразу требуют денег. А когда я поднялся выше в горы, кто-то даже начал мигать мне фарами, намекая, что здесь останавливаться нельзя. Оставался только один путь — через перевал Сен-Бернар. Но мне-то нужно было к озеру Комо, и дорога лежала именно здесь.

Тоже не моя фотография, но именно с этого места. Я очень боялась, что по пути встречу нижний мост, по которому не смогу пройти, но в целом все обошлось...

В общем, я решил подняться выше...

Четвертая попытка — до того, как вы достигнете перевала Пассо-делло-Сплуга, около 1800 метров. Холодный. Положительным моментом является настоящая природа. Недостаток – невозможно выровнять фургон. Формально это все еще Швейцария. Появление полиции и чернокожих мигрантов маловероятно, но неприятно. И я слушаю знаки.

Я поехал по серпантину (40 поворотов на 180 градусов) в Италию. Я видел своих братьев. Здесь он остался.

Температура -1. Высота 1910 метров. А я в отпуске. Сыр немецкий, начинки швейцарские, вино итальянское, булочка выпекается в Лихтенштейне по утрам.

Итоги дня

За сутки — +244 км, 5 стран (Германия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Италия) и ни одного штампа в паспорте.

Наверное, продолжу..

[мин]ПутешествиеКэмпер Дом на колесах Длинное сообщение Изображение 0

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Путевой очерк #3 длительного автопутешествия на кемпере.