Сибирское приключение на эндуро: дорога к озеру Баунт

Всем снова привет! Прошу прощения за долгую паузу — в жизни и на работе произошли некоторые перемены.

Наконец-то у меня получилось (помните, в прошлом посте про Крым меня уже ждали?) изложить на бумаге историю одного моего небольшого, но очень насыщенного одиночного мотопутешествия.

Где-то в окрестностях озера Баунт.

Подготовка и планы, которым не суждено было сбыться

Дело было в январе 2020 года, когда COVID-19 только начинал стучаться в наши двери. Я тогда еще жил в Чите, Забайкалье, и вовсю строил планы поездки в Монголию по маршруту известного мотоциклиста Алексея Коровина. Мы с друзьями хотели проехать часть Гоби и пересечь страну с востока к живописным горам Алтая. Хотя у меня был такой же мотоцикл, как у Коровина — VFR800, — я не хотел рисковать этой прекрасной японской машиной в монгольских песках и степях. Нужен был что-то попроще, дешевле и надежнее. И выбор пал на внедорожник, а точнее — на эндуро.

Мой бюджет был скромен, поэтому я искал не мощный туристический аппарат, а обычную «чекушку» на 250 кубиков. Так в моей жизни появилась Yamaha TTR250 Raid 1994 года — туристическая, если можно так сказать, версия обычного TTR. Продавец честно предупредил, что мотоцикл не заводится, но раньше работал. Я обожаю такие варианты: если при осмотре нет критичных стуков и есть хоть какая-то компрессия, то двигатель можно оживить, а цена при этом будет смешной.

Я купил его, почистил карбюратор, и он завелся. Но вот с документами вышла заминка: в ПТС допустимый вес был указан как максимальный, то есть формально я не мог на нем даже муравья провезти. Пришлось отправлять документы на исправление в таможню Находки. Через два месяца бумаги были готовы — я справился!

Вот она, моя новая железная лошадь — Yamaha TTR Raid 1994 года.

Я начал активно кататься, проверяя надежность «Рейда» и открывая для себя новые места в окрестностях, куда раньше и не думал заехать. Это было что-то новое — проводить целые дни в раздумьях и поездках по холмам и лесам на почти незнакомом мотоцикле.

Лето, сборы и смена маршрута

С наступлением лета началась активная подготовка к большой поездке. Пришли заказанные экспедиционные кофры, я приварил задний багажник и защиту фар (получилось кривовато, но сойдет). Установил алюминиевую защиту картера, поменял масла, фильтры и сальники.

Разработка маршрута началась задолго до всего остального. В монгольских степях дорог как таковых нет, поэтому я прокладывал путь по картам Google, конвертировал его в трек и загружал в навигатор Garmin.

Купил сухой мешок для вещей, но продавец ошибся и прислал огромный вместо 50-литрового. В городе нового не нашлось, пришлось брать то, что есть.

За пару недель до отпуска я узнал, что поездка в Монголию отменяется — из-за коронавируса закрыли пограничные переходы. Все было готово, но ни Гоби, ни статуя Чингисхана, ни чай в юртах, ни толпы «Приусов» на дорогах мне теперь были не светили. Обидно, как в тот раз, когда работодатель «кинул» с премией, которую я почти потратил на двигатель для своего первого мотоцикла.

Пришлось срочно искать альтернативу. Ехать по асфальту не хотелось — далеко, шины сотрутся, да и смысла мало. В итоге выбор пал на разведку зимника 110 и дорог вокруг Байкала, если, конечно, не попасть в паводок (а я в него попал). Решил обязательно заехать на озеро Баунт — не то, что с рекламы шоколада, а настоящее, расположенное на севере Бурятии, в самой глухой тайге. Там, где медведи, рыба, бескрайние леса и отличная компания.

День первый: тяжелое начало

Загрузил мотоцикл под завязку, заправился и выдвинулся в путь. Мотоцикл был на пределе, нос задирался, 250-кубовый двигатель ревел, но тянул. В таком режиме я проехал первые 80 км. Почему первые? Потому что на 81-м километре я упал на кучу песка посреди грунтовки, которую просто не разглядел. «Нормальное начало путешествия», — подумал я, вытаскивая изо рта оправу очков, не снимая шлема, потому что замок заклинило. Поцарапался козырек, сломалось крепление, разбился телефон с картами и треками, пробил бак для воды, да еще и передний багажник под фарой погнулся (как так?!). Хорошо хоть навигатор Garmin уцелел.

Отдышавшись, выругавшись и перевязав руку, я решил двигаться дальше. Кто меня остановит? Вернуться — так только насмешек дождешься.

Ехал еще час-другой, пить хотелось нестерпимо, а вода была тяжелая... Но природа услышала мои молитвы и послала... ливень, причем конкретный. Что ж, надо точнее формулировать запросы к Вселенной.

До Багдарина оставалось около 100 км, я был в лесу, вокруг ни машин, ни людей. Нашел место для ночлега у ручья в паре километров от дороги, пробираясь через болота, — первый день завершен.

Поставил палатку, приготовил на горелке ужин и осмотрел повреждения. В принципе, ничего критичного, хотя и неприятно. Починил, что мог, и отправился спать.

На месте ночевки: передний багажник уже погнут.

Собираюсь заночевать где-то здесь.

Вода! Я никогда не любил ее так сильно. А все потому, что разбил емкость с водой.

День второй: интересный и полный препятствий

Проснулся, собрался и поехал дальше. Без особых приключений добрался до Багдарина, где была последняя по пути заправка. У меня бак на 16 литров и 3 канистры по 5. Для мотоцикла это много, но не чрезмерно. Затем появилось первое серьезное препятствие — река Талой.

Талой — река, берущая начало в горах. Сегодня она по колено, а завтра может разлиться на ширину двух футбольных полей. Обычно ее переправляют на МТЛБ или Уралах.

Я рассчитал дату так, чтобы перед переправой не было сильных дождей, поэтому, когда я прибыл, река не была полноводной — примерно по пояс в самом глубоком месте. Я подождал около часа, чтобы остыл двигатель воздушного охлаждения.

Пока ждал, подъехали мужики на Урале и сразу предложили:

— Сейчас перегоним машину и тебя перевезем. Готовь пять тысяч.

— Не надо, спасибо, сам справлюсь.

— На этой копейке? Ну-ну, посмотрим, как тебя течение снесет — потом не проси о помощи.

Я надел болотные сапоги и пошел искать брод. Мужики с берега с ухмылкой наблюдали, ожидая, что я утоплю свой хлам. Но я готовился, даже проходил какую-то гидроподготовку. Не для себя, правда...

Снял весь багаж, аккуратно перетащил его на другой берег, вернулся и переехал. Глубина была не самой большой, но течение очень сильным. Где-то ехал верхом, где-то рядом, но в итоге переправился, хотя и не смог удержаться близко к берегу. Вы бы видели лица тех, кто приехал на Урале! Но, как говорится, жизнь делится на два этапа: сначала нет ума, потом нет здоровья. Я был еще на первом, поэтому мне предстояло форсировать течение еще три раза.

После переправы началось самое интересное. Дорог здесь нет, и в навигаторе у меня был только трек, сделанный на основе карт Google. То есть едешь, стараясь держаться линии на экране. И если сбиваешься с пути, умная тетенька из навигатора не скажет: «Дорогой, ты куда-то не туда поехал, лучше вернись».

В общем, я переправился, собрался, а там было около пяти троп, все в одном направлении. А так как реки на этом участке извилисты, почти все они снова вели к воде, причем несколько раз.

Выбрал более-менее подходящую тропу, снова переправился, поехал. Оказался в подобии карьера со строительной техникой и еще большим количеством дорожек. Во многих местах лужи были по колено.

Я ехал так три часа, весь в грязи и прочей гадости, уже собирался возвращаться в Багдарин за бензином, но тут из-за кустов выехал внедорожник и уверенно поехал в сторону примятой травы, чуть правее меня. Я поехал за ним... И это оказался обычный «Букварь», который вел меня туда, куда мне нужно. После этого вороны перестали каркать от моей ругани.

Меня все это уже сильно достало. И все это умножалось на количество комаров и прочей живности, желавшей попробовать мой гемоглобин.

Короче, путь был найден, последний «Сникерс» съеден, теперь только вперед.

Впереди были прыжки по камням, как у сайгака, множество ручьев поменьше, леса и около 70 км без дорог. На видео видно, как тяжело перепрыгивать груженый мотоцикл через камни. К счастью, TTR — штука надежная. Конечно, сейчас в комментариях появятся неизвестные Грэммы Джарвисы и расскажут, как бы они все проехали за два часа... Что ж, будет интересно послушать.

Не асфальт, но для эндуро это кайф.

Небольшой отрывок с камеры. Такие просторы — и никого вокруг.

Вечером до озера оставалось километров пять, впереди был подъем, и я вдруг почувствовал, что задняя часть мотоцикла уезжает в сторону, а сердце упало в ботинки. Остановился и увидел, что заднее колесо спустило. Карма, ты бессердечная тварь, почему сейчас, а не потом???

Хорошая новость: запасная камера есть и она установлена. Плохая новость: нужно все разгружать... Я возился около часа, включил режим повышенной бдительности (не опечатка) и каждую минуту оглядывался, не появилась ли на почти готовом блюде какая-нибудь косолапая нога в виде медведя. Собрал вещи, покатился наверх, и через 15 минут я, по уши в грязи и похожий на плод любви кентавра и лошади Пржевальского, подкатил к воротам санатория «Баунт».

Добрался. Было интересно, но непросто.

У входа несколько мужчин строили забор. В основном сюда приезжают только рыбаки и иногда охотники. По их лицам я понял, что мотоциклисты здесь — редкие гости.

— Откуда?

— Из Читы, планирую двинуться в сторону хребта.

— Ты добрался сюда? Где бензин брал? Как Талой перешел?

— С собой бензин, на форде.

— Боже, ты замерз. Ставь лошадь во двор, давай ужинать, мы рыбу наловили и котлеты из нее сделали.

Обратите внимание: Поездка в поезде дальнего следования – это маленькая жизнь: как люди обустраиваются в плацкарте сегодня. Да ладно, неважно.

Я, кстати, видел их впервые, и они меня тоже. В общем, я пошел умываться. Посидели с ними пару часов, познакомились, поделились историями, выпили пару рюмок (мне тоже пришлось, хоть я и не пью).

— Где ночевать собираешься?

— Да я всегда палатку на берегу ставлю, вид там отличный.

— Не, ты что. Тут есть гостиница для геологов, обычно она пустует. Я сейчас договорюсь.

— Не надо, ребята, все нормально.

— Кто здесь гость — ты или я? Просто оставайся здесь.

Через 20 минут меня отвезли в местную гостиницу, весьма симпатичную для здания, построенного в таежной глуши. Я встретил хозяина, который был удивлен моим мотоциклом, а затем он провел меня в гараж, находившийся в том же здании.

— Вот, ставь сюда, все закроется, даже если кто-то захочет украсть. Из этого же гаража есть прямой выход в твою комнату, там все готово.

На минуту представьте: в глухой тайге незнакомые люди усадили меня за стол, а потом совершенно бесплатно предоставили гараж, комнату и все необходимое. И во второй раз отправили ужинать, несмотря на мое сопротивление.

— Галя, приготовь ужин туристу?

— Да, все будет.

Мне было очень неловко, деньги никто не брал, поэтому я пошел помогать. Разжег мангал, принес воды. На ужин было мясо, картошка и даже сладости. В общем, к концу второго дня я был как тюлень в зоопарке — ел, ел и не знал, что делать. После этого пошел спать.

Сибирское гостеприимство — великая вещь!

А рядом лежали котлеты из свежевыловленной рыбы.

День третий: полезный и расслабляющий

Курорт «Баунт» — это всего несколько домиков в тайге, вдали от цивилизации. Здесь нет даже электричества, не говоря уже о других удобствах. Оно работает по расписанию, питаясь от дизель-генератора. Но обогревается естественным путем — прямо под ногами десятки, если не сотни горячих источников. В ванную горячая вода поступает из-под земли, а для оздоровительных процедур есть ванна и на улице. Отопление тоже из-под пола. Запах сероводорода беспокоил только первые пару часов, потом привыкаешь.

Я решил провести этот день с пользой для души, тела и желудка. А именно — расслабиться в теплых ваннах и грязевом озере, а также набить желудок. Сначала я отправился в ванны, а потом — к ближайшему грязевому озеру. Оно неглубокое, чаще всего по щиколотку, реже — по колено. Но при этом очень горячее. Со стороны, наверное, было забавно наблюдать за парнем, играющим в «пол — лава». Я запрыгнул на скамейку, примерно ровесницу Боярского, и просидел там два часа, просто болтая ногами в грязи. Кайф неописуемый!

Очень теплое озеро с грязью. Ну и запах соответствующий. Но круто!

Боже, там еще есть остатки вулкана, нужно туда подняться. Только в середине подъема я понял, что экшн-камера села, а телефон остался в комнате. Так что я не могу показать вам целый день без фотографий, поверьте на слово. Ведь вы приличная публика. А до вершины я так и не добрался, ведь 2 км в гору — это не прогулка по парку с девушкой.

Хожу между приемами пищи и валяюсь в источниках.

Под вечер я оплатил отель еще на сутки (за первые отказались брать), мы жарили рыбу на костре, опять были котлеты, не помню, из какой рыбы (вкусные), была водка, пиво, шашлык, солонина. Чуть позже на «Крузерах» приехали охотники, и мы начали с ними общаться. Я рассказал им о своих планах по Монголии, а они взамен научили меня заваривать чай по-монгольски. Это молоко, соль и пачка листового чая. Смелый напиток, как и мечты админов Пикабу об обновлениях.

День четвертый: разведка

Расслабляться — это хорошо, но интересно, можно ли проехать дальше на хребет и заодно к Байкалу? Место дикое, дорог нет, одни болота, бензина мало. Ну, что я могу сделать? Решил проверить сам.

Нашел в Garmin отмеченные тропы на топографических картах, запустил TTR и поехал по ним. Весь бензин я взял с собой, но понял, что его будет тяжело нести и проще повредить контейнеры. В итоге я спрятал их по маршруту.

Идем на разведку.

Но очень скоро я наткнулся на разлившуюся реку и огромное болото, доходящее до горизонта. Чтобы обойти его, просто не хватило бы времени и топлива. Я вернулся.

Поговорил с местными, они сказали, что даже на ГТСМ (вездеходе) дальше не проехать — из-за весеннего паводка все заболочено. А медведей — тонны, после них останешься как торф в болоте. Ну, а поскольку я искал бензин, а взять его было негде — в тайге только дизель, — решил ехать обратно.

День пятый: возвращение

Выехал рано утром, чтобы успеть за один день, так как с обеда и еще на пару дней прогнозировались ливни. Загрузился, попрощался и в путь. Но недалеко. Длинный подъем, по которому я устало поднимался к озеру, оказался очень крутым и размытым в обратном направлении. На полпути спуска задняя колодка отвалилась, и у меня остался только передний тормоз. Я не смог найти блок, поэтому пришлось быть вдвойне осторожным.

На этот раз Талой переправился без труда, так как в полукилометре от него нашел брод поменьше, даже не снимая груза. Сразу за ним, по дороге в Багдарин, я попал под сильный ливень. Плащ спас, но дорога стала заметно грязнее.

После Багдарина и дозаправки ехал чуть увереннее, но заметил, что руль начал подклинивать. Осмотр показал, что сел рулевой подшипник. Мне повезло, как утопленнику! Перед поездкой не было никаких признаков. Хорошо хоть колесо поменял...

Двигался осторожно. Скорость упала до 50 из-за дороги, дождя и неисправностей. Все бы ничего, но вы понимаете, что если бы не было больше событий, история бы на этом закончилась?

Примерно в 100 км от дома меня подрезал «фантик» на «Паджеро» (восточнее Байкала «фантик» — это не «Пежо», а «Митсубиси Паджеро»), и, заблокировав переднее колесо из-за отсутствия заднего тормоза, я влетел в кусты. «Фантик» спокойно уехал.

Кое-как выбрался, снял груз, но вытащить мотоцикл не смог — канава была глубокая и крутая, а дальше пройти не мог из-за кустов. И где-то потерял номер. Ничего, пошел на соседнюю полянку заварить чай. Нет, я хочу есть, сэр.

Пока пил чай, услышал звук трактора. Точно — ехал грузовик МТЗ, за рулем парень лет 18. Я остановил его:

— Дружище, помоги вытащить мотоцикл.

— Давай, я сейчас трос возьму.

Вытащили, парень-репа отказался от денег, предложил довезти до города.

— Никаких глупостей, мы доедем за 4 часа.

— Нет, спасибо, друг, я сам справлюсь.

Горячий чай в дороге — вещь необходимая. Помогает, когда сил почти нет. А это последняя фотография всего мотоцикла и меня, дальше нас ждет осень и трудная дорога домой.

Понемногу двинулся дальше. Дом приближался. Но усталость брала свое, подшипник в руле начал люфтить еще сильнее. В итоге практически на ровном месте поймал «рывок» (вот такое неконтролируемое движение руля) и снова упал на дорогу. Но на этот раз все было серьезнее.

Я уже не обращал внимания на ссадины и царапины, разбитые очки пришлось выбросить. Рука очень болела в локте, колено выжило, но ступня буквально горела, похоже на вывих. В голове гудело.

Пришел в себя, припарковал мотоцикл, попытался завести, но безуспешно. Перелив в карбюраторе. Пытался запустить еще минут 30, но как-то умудрился завести. Работал нестабильно, только на оборотах выше 2000. Ножки вилки выдвинулись из правильного положения, багажник под фарой в очередной раз погнулся и заблокировал ее, теперь горел весь свет. Со всеми этими физическими упражнениями я не заметил, как стемнело. У меня совсем не было сил, все болело. Но до дома оставалось не так уж много, надо было как-то добраться. Выехать на асфальт с такой фарой, без тормозов и переливом карбюратора я не решился, порезался по полю. Примерно через час я вкатился в ворота дачи, поставил мотоцикл на подставку, упал рядом и только тогда понял, как мне плохо.

Утром обнаружил перегоревший подрамник, мертвый подшипник, погнутый руль, переливающий карбюратор, сломанный кикстартер. И это то, что я помню сейчас, три года спустя. Список был более обширным, поверьте.

Но самое обидное, что впереди еще была неделя отпуска. А не использовать ли ее на даче? Так где же мой ПВР и сварочный аппарат? Короче, еще один день, одно самоварное племя, и через 1250 км я был на Байкале, один на берегу, никого вокруг. И так еще три дня. Вот такой «тюлений» отдых тоже отличный! Но это совсем другая история, и пусть картинка оттуда послужит иллюстрацией конца этой, надеюсь, интересной истории. Всем мира и не болейте!

Конец этой поездки был на другом велосипеде и в другом месте! Но об этом позже. Место: полуостров Святой Нос, Байкал.

[мин]Тур по РоссииМотоОзеро БаунтЗабайкальеБурятияВидеоДлинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Эндуро-поездка на озеро Баунт или история о сибирском гостеприимстве.