Поезд дальнего следования — это целый мир со своими правилами и конфликтами. Особенно в старом плацкартном вагоне, где туалеты закрывают за полчаса до прибытия на конечную станцию. Представьте раннее утро, без двадцати пять, и вы понимаете, что через тридцать минут будет Москва. А в конце вагона уже собралась очередь из сонных, но нетерпеливых пассажиров.
На фото: современный биотуалет с душем в новых купейных вагонах от Тверского вагоностроительного завода. Фото: Трансмашхолдинг
Прогресс на рельсах: биотуалеты меняют правила
Прежде чем погрузиться в эту историю, стоит отметить позитивные изменения. Сегодня более половины вагонов «Федеральной пассажирской компании» оснащены биотуалетами. Это огромный шаг вперёд, который избавляет путешественников от необходимости вставать за час до прибытия, чтобы успеть воспользоваться уборной. Однако старые вагоны ещё встречаются, и в них иногда разворачиваются целые драмы. Одна из них — прямо сейчас.
Жизнь в вагоне поезда — это мини-модель общества. Здесь сталкиваются разные характеры и представления о порядке. Кто-то, чувствуя себя полноправным хозяином купленного места, забывает об окружающих. Другие, напротив, болезненно воспринимают любую несправедливость и готовы бороться за права всех пассажиров. Именно на этой почве и возникают большинство конфликтов.
Тревожное ожидание: «А вдруг человеку плохо?»
Всё произошло в одном из дополнительных поездов из Петербурга в Москву, запущенных на майские праздники. Прибытие было запланировано на пять утра. Вагон, увы, был старым, а значит, за тридцать минут до Москвы туалеты должны были закрыть на санитарную обработку. Проводница разбудила всех ещё в четыре, и у обеих уборных мгновенно выстроились очереди.
Я оказался в хвосте очереди у противоположного от проводницы конца вагона, рядом с мусорным ящиком. Впереди меня стояли двое, и они уже начинали нервничать. По их словам, какая-то «молодая особа» заперлась в кабинке и не выходит уже минут пять.
Я предложил подождать ещё немного. Но прошло ещё пять минут, а дверь оставалась закрытой. Кто-то начал стучать. В ответ из-за двери донёсся голос: «Занято!». Большинство пассажиров, махнув рукой, отправились искать счастья в другой конец вагона. Но наша маленькая группа, движимая спортивным азартом, решила ждать до конца.
«Всякое бывает, — предположила женщина передо мной. — Может, человеку действительно нехорошо».
«Да просто наглецы!» — отрезала пенсионерка позади меня и отправилась за проводницей.
Диалог через дверь: «А что случилось?»
Проводница пришла, вежливо постучала и спросила, всё ли в порядке у пассажирки внутри.
«Да-да, спасибо, а что такое?» — переспросил из-за двери молодой женский голос.
«Люди ждут, скоро санитарная зона», — пояснила проводница.
На фото: унитаз в старом вагоне с гравитационной системой смыва. Фото: Кирилл Балберов.
У проводницы был ключ, и она могла бы открыть дверь, но, видимо, постеснялась это сделать.
Наконец, спустя пару минут, дверь открылась. На пороге появилась девушка лет двадцати с небольшим. Она выглядела так, будто собралась не на вокзал, а на светский раут: безупречный макияж, уложенные волосы, туфли на каблуках. Не хватало только вечернего платья.
«А что такого? Туалет для того и существует, чтобы можно было привести себя в порядок», — заявила она и, под неодобрительный шёпот оставшихся пассажиров, гордо проследовала на своё место.
«Санитарная зона, мне нужно закрывать», — напомнила проводница, но всё же разрешила трём самым терпеливым из нашей группы зайти «по-быстрому».
Истории от проводницы: от влюблённых до испытателя
«Ох, чего только не случается, — поделилась проводница, пока мы ждали. — Однажды у меня пара в туалете на сорок минут заперлась. Остаётся только гадать, чем они там занимались. А в другой раз ехал один любопытный пассажир. Мы только отъехали, бак водой заполнили. Так он зашёл, нажал на педаль смыва и решил проверить, можно ли всю воду спустить. Минут десять держал, но потом, видимо, надоело — бак-то на восемьсот литров!»
На фото: туалет в современном купейном вагоне поезда «Экспресс». Фото: Кирилл Балберов
На перроне ту самую девушку, которая провела в уборной двадцать минут, ждал молодой человек с огромным букетом роз. Всё встало на свои места. Она готовилась к долгожданной встрече. Увидев эту трогательную сцену, даже ворчавшая прежде пенсионерка смягчилась и улыбнулась.
«Молодёжь», — только и сказала она, качая головой.
