Советские автодома: от водных дач до модульных кемперов

В прошлой статье, где мы обсуждали особенности автотуризма в СССР, внимание было сосредоточено на экспериментальных конструкциях вроде палаток-трансформеров «Скиф». Сейчас же я хочу рассказать о настоящих домах на колесах, которые в советское время выпускались серийно на разных заводах страны.

Дача на воде

Стремление к улучшению — естественное человеческое качество. Для автолюбителей в СССР это выражалось в постоянном поиске более совершенных решений для путешествий. Например, тем счастливчикам, которым удавалось раздобыть редкий и дорогой прицеп «Скиф», следующей мечтой часто становился катер-прицеп «Дон». Это уникальное плавсредство служило не только лодкой, но и полноценной плавучей дачей с мотором.

Серийный выпуск этого необычного катера стартовал в 1978 году на Горьковском авиазаводе. Его конструкция, включавшая дюралевый корпус и жесткий тент, была по-настоящему новаторской. В советской прессе о возможностях «Дона» писали с большим энтузиазмом:

«Катер «Дон» отлично подходит для буксировки за автомобилем и обладает поистине универсальным назначением. Это четырехместный дом, который можно установить на берегу или спустить на воду. Это также полностью автономная самоходная плавучая кабина — моторная лодка, способная выходить на глиссирование с подвесным мотором до 30 л.с. Более того, носовую секцию можно использовать отдельно как скоростную мини-лодку для прогулок, рыбалки или буксировки воднолыжника».

В походном режиме «Дон» превращался в двухкомнатный дом на четверых. Буксировать его можно было практически любым советским легковым автомобилем, за исключением разве что «Запорожцев». Вес конструкции составлял 267 кг, а цена — около 2000 рублей. В первый год производства завод выпустил 500 таких плавучих дач.

Кабина вертолета

В 1990 году, на закате советской эпохи, Ростовское вертолетное объединение неожиданно освоило выпуск туристических прицепов. Модель 8120А имела корпус, полностью собранный из алюминиевых листов, приклепанных к металлическому каркасу — технология, родственная авиационной.

Трапециевидная форма крыши обеспечивала приемлемую обтекаемость, а высота салона позволяла взрослому человеку среднего роста стоять в полный рост. Внутреннее оснащение включало все необходимое для жизни: раковину, газовую плиту, множество шкафов и ниш. Примечательно, что вся мебель была алюминиевой и намертво крепилась к корпусу.

Электрооборудование прицепа было на удивление продвинутым и включало даже понижающий трансформатор на 1000 Вт. Обеденная зона легко трансформировалась в просторную спальню, где единственным минусом был довольно унылый заводской интерьер.

При собственном весе в 560 кг прицеп оснащался инерционным тормозом. Любопытной особенностью было наличие системы блокировки тормозов при движении задним ходом. Независимая подвеска собиралась из деталей, знакомых владельцам «Жигулей».

Выпуск этого каравана продолжался с 1990 по 1997 год.

Обратите внимание: Почему на Кавказе и в Средней Азии мужчины часто называют друг друга «брат»?.

Производство, начавшееся в период распада СССР, было в итоге свернуто. Всего успели выпустить 1200 прицепов. В 1990 году он стоил 6800 рублей — для сравнения, «копейка» (ВАЗ-2101) тогда оценивалась в 7200 рублей.

Гардероб кинематографистов

В 1991 году Минский автомобильный завод начал выпуск прицепа МАЗ-8132 — лицензионной копии югославской модели Adria. Внутри трейлера размещались четыре спальных места, туалет и кухонный блок с газовой плитой и раковиной.

И умывальник, и кухонная мойка были оборудованы водяными помпами производительностью около 4 литров в минуту. Они могли работать как от стационарной сети 220В, так и от автомобильного аккумулятора на 12В. Мебель внутри была модульной и изготавливалась из МДФ.

Несмотря на то что производство пришлось на годы экономических потрясений, на эти прицепы выстраивались очереди. Предприятие-изготовитель было переименовано в «Туртранс», что напоминало крупный кооператив, а сам прицеп получил запоминающееся название «Купава-350».

Эта модель идеально отвечала запросам нового времени: ее можно было использовать как мобильное жилье, а также переоборудовать под передвижную мастерскую или торговую точку. Жители Минска помнят, как несколько таких вагончиков служили гримерками на киносъемках — практика, кстати, сохранившаяся до сих пор.

Модульная машина

ВАЗ-2121 «Нива» зарекомендовала себя как отличный автомобиль для вылазок на природу и езды по бездорожью. Однако короткие поездки не раскрывали весь ее потенциал — главная прелесть заключалась в возможности жить вдали от цивилизации. Именно здесь проявлялся ключевой недостаток «Нивы»: ночевать в ней было крайне некомфортно. Исправить эту ситуацию в конце 1980-х взялась литовская фирма Auviga, создав уникальный модульный кемпер.

Идея принадлежала Раймундасу Петраускасу, который ранее работал инженером в конструкторском бюро АвтоВАЗа. После увольнения он основал собственное предприятие — Завод автомобильных караванов (сокращенно АУВИГА). Именно он предложил создать для «Нивы» съемный жилой модуль для туристов.

За основу взяли «Ниву» с короткой колесной базой, из которой сделали двухместный тягач. К нему крепился специальный прицеп-караван на собственной оси. Конструкция позволяла легко расстыковывать модуль и оставлять его на стоянке как отдельный домик, используя выдвижные опоры.

Внутри автодома были обустроены удобная кровать, обеденная зона, шкаф для вещей, газовая плита и умывальник. К сожалению, высокая цена не позволила этому проекту завоевать популярность среди автолюбителей. А после обретения Литвой независимости в 1991 году Auviga потеряла основной рынок сбыта, и производство было свернуто.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Внедорожное приключение на Кавказе.