Как добиться свежего воздуха в поезде: инструкция для пассажира

По моему опыту, одна из самых частых и неприятных проблем в поездах дальнего следования — это спёртый, душный воздух в вагонах. Особенно остро это ощущается в купе. Я заметил, что проводники зачастую пренебрегают включением системы вентиляции, хотя она должна функционировать постоянно в любом вагоне, даже если в нём нет кондиционера.

Недавно моя супруга путешествовала на поезде Москва–Псков (нефирменный состав). Она рассказала, что проснулась среди ночи от ощущения удушья — в купе буквально нечем было дышать. Прошло уже около восьми часов пути. Когда она попросила проводницу включить вентиляцию, та ответила, что «никогда её даже не включала» и боится, что «если застудит вагон, то не сможет его согреть». Вентиляцию всё же запустили, но уже через час снова выключили.

Что нужно знать и делать для комфортного путешествия

Во-первых, важно чётко разделять понятия вентиляции и кондиционера. Система приточной вентиляции — обязательный элемент любого вагона дальнего следования, и она должна работать без перебоев и отговорок. Её задача — обеспечивать пассажиров свежим воздухом для дыхания. Вагон, а тем более закрытое купе, — это достаточно герметичное пространство. Когда в нём одновременно дышат несколько человек (будь то 54 человека в плацкарте или 4 в купе), кислород постепенно заканчивается, и воздух становится тяжёлым.

Во-вторых, проводники часто связывают необходимость вентиляции исключительно с температурой в салоне. Они могут отказываться её включать, говоря: «Не жарко же». Хочу подчеркнуть: тёплый воздух и свежий воздух — это совершенно разные вещи. Вентиляция нужна не для охлаждения, а для обеспечения воздухообмена.

В-третьих, если в вагоне душно, нужно вежливо, но настойчиво попросить проводника включить вентиляцию, напомнив, что это его прямая обязанность. Если это не возымеет эффекта, следует обратиться к начальнику поезда. Объясните, что в случае отказа вы будете вынуждены пожаловаться на «горячую линию» РЖД и требовать компенсацию за некомфортные условия поездки.

В своём требовании обязательно ссылайтесь на «Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003», которое опубликовано на официальном сайте РЖД. В нём, в частности, указано:

«5.1.34. Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/ч и зимой не менее 10 куб. м/ч на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%».

Конечно, измерить точное соответствие этим нормам пассажиру вряд ли удастся — для этого нужны специальные приборы, а не просто термометр. Однако сам факт существования таких строгих правил часто становится неожиданностью для проводников. И здесь возникает законный вопрос к руководству Федеральной пассажирской компании: почему сотрудников не обучают таким базовым аспектам обслуживания? Или вы считаете, что раз у вас монополия, то пассажиры могут обойтись и без свежего воздуха?

Кстати, для обслуживающего персонала будет полезно напомнить ещё один пункт того же документа:

«подаваемый в вагоны воздух должен быть очищен с помощью фильтров, запыленность подаваемого воздуха после его очистки не должна превышать 0,5 мг/куб.м».

Температурный режим и кондиционер

Что касается температуры воздуха, то и для неё существуют чёткие нормативы. Они подробно изложены в Приложении 5 упомянутого выше постановления. В нём прописан допустимый температурный диапазон в вагоне. Если за бортом ниже +20°C, то в салоне должно быть от 20 до 24 градусов. Если на улице теплее +20°C, то в вагоне — от 22 до 26 градусов, и не выше.

Например, температура +29°C в вагоне в марте — это уже грубое нарушение установленных правил.

Согласно пункту 5.1.38 того же постановления, температура подаваемого в вагон воздуха при его охлаждении не должна опускаться ниже +16 градусов.

Помните алгоритм действий: если проводник не решает проблему, зовите начальника поезда. Если и он бездействует — звоните на «горячую линию РЖД», где можно и нужно настаивать на компенсации за испорченную поездку. Гарантий, конечно, нет, но отстаивать свои права необходимо.

Теперь у вас есть вся необходимая информация и ссылки на официальные документы, чтобы добиться нормального, здорового микроклимата в вагоне во время путешествия.