Переосмысление «Добро пожаловать…»: почему Дынин — не злодей, а Иночкин — не герой

В детстве, смотря культовую комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», я, как и большинство зрителей, всей душой был на стороне озорного Кости Иночкина. Начальник лагеря товарищ Дынин казался мне законченным занудой, тираном и врагом всякой детской свободы.

Взрослый взгляд на старый фильм

Недавно картина снова шла по телевизору. Я смотрел её в пятнадцатый раз, уже краем глаза, но неожиданно поймал себя на новой мысли: теперь мне гораздо ближе и понятнее позиция Дынина, а поведение Иночкина стало вызывать раздражение. Это заставило меня сесть и пересмотреть фильм внимательно, пытаясь понять мотивы каждого героя.

Дынина гениально сыграл Евгений Евстигнеев, которому на момент съёмок было 38. Можно предположить, что и его герой родился примерно в 1926 году. Его фраза «Нас с мамой было восемь человек» красноречиво говорит о тяжёлом, голодном детстве в многодетной семье, скорее всего, без отца.

Путь Дынина: от палатки до образцового лагеря

Он с теплотой вспоминает пионерские лагеря 30-х — палатки в лесу, еду на костре. Но это романтика на несколько дней, а жить так всё лето — суровое испытание. В 1944-м 18-летний Дынин ушёл на фронт. О его боевом прошлом косвенно говорит резкое слово «арбалет», брошенное в адрес симулянтов в медсанчасти — так мог сказать лишь человек, видевший войну.

Теперь он уже много лет руководит пионерским лагерем «Светлый». И чего он добился? Взглянем на результат его труда.

Это не просто палатки в лесу. Это лагерь с полноценной сантехникой, газифицированной кухней, отличным лазаретом с инфекционным изолятором и даже собственной теплицей, а значит — свежими овощами к столу. Вероятно, есть и кролики (об этом намекает девочка в столовой).

В спальнях и столовой висят картины, ночью включается электрическое освещение (по тем временам — признак высокого уровня), стоят хоть и немного наивные, но свои скульптуры.

Порядок виден в мелочах: посмотрите на эти аккуратные заборчики вокруг молодых ёлочек.

Пионеры едят не пустую кашу, а макароны с котлетой (возможно, из того самого кролика).

Вечерами им показывают модные зарубежные фильмы с Жераром Филипом и Джиной Лоллобриджидой.

Цена благополучия и тревоги Дынина

Всё это благополучие появилось не само собой. Его нужно было «выбивать», выпрашивать у начальства, возможно, идти на унижения. Дынин специально ругается при высоком чиновнике Митрофанове, рассчитывая на его помощь. Его почти комическая забота о привесе детей — прямое следствие его собственного голодного детства.

А страна в 1964 году, спустя 19 лет после войны, живёт ещё очень бедно. Достаточно взглянуть на указатель у двери бабушки Иночкина:

В её коммунальной квартире ютится шесть семей. Деревенские ребятишки вокруг лагеря ходят босиком.

До сытых семидесятых ещё далеко. И на этом фоне забота Дынина о том, чтобы дети хорошо питались, уже не кажется такой уж нелепой.

Справедливый начальник или тиран?

В чём же его можно упрекнуть? В изгнании Иночкина? Но он был прав, и ниже я объясню почему. В излишней строгости? Она в пределах разумного. Детей, игравших в карты, он не наказывает. Обнаружив вожатых, притворно распивающих «спиртное», реагирует спокойно, лишь приказывая утром вымыться. Он даже разрешает жить в лагере псу Космосу и безымянному коту, несмотря на страх медиков перед заразой.

Трагедия Дынина и популизм Митрофанова

Грустная концовка фильма — это крах всего, что строил Дынин. Обаятельный популист Митрофанов, воплощение номенклатурного волюнтаризма, командует «всем немедленно плыть!». Толпа сносит ограждение и лезет в воду в необорудованном месте. Если бы кто-то утонул, Митрофанов отделался бы выговором, а вся ответственность легла бы на Дынина. Он — человек, который отвечает за всё.

Обратите внимание: Загадочные гибели известных мужчин. Часть первая: стоит ли верить тому, что мы знаем о смерти Гагарина и имератора….

Костя Иночкин: герой или неблагодарный эгоист?

А теперь посмотрим на «героя» — Костю Иночкина.

1. Безрассудство. Во время заплыва он рвёт оградительную сеть и плывёт на остров. Практически весь персонал в это время на реке, Дынин наблюдает в бинокль. На что рассчитывал Костя? У детей в лагере полно свободного времени, когда их не контролируют. Он мог бы улизнуть к реке и без такого демонстративного нарушения. Но он действует импульсивно, не думая о последствиях. Дынин выгоняет его не за сам заплыв, а за непредсказуемое, опасное поведение, которое в условиях ответственности за сотни детей недопустимо.
2. Неблагодарность. Костя смертельно обижается и рвёт дружбу с Шарафутдиновым за карикатуру, нарисованную под давлением. Но он совершенно не ценит, что тот ради него бегал голым по крапиве! Шарафутдинов боялся ожогов на заднице, но даже страшно представить, как пострадала куда более нежная часть тела. Иночкину это совершенно безразлично. Это поведение неблагодарного эгоиста.
3. Проблемный ребёнок. Из разговоров в спальне мы узнаём, что родители Иночкина отдыхают на Чёрном море. Сына с собой не взяли. В советское время подселить ребёнка к родителям в номер не было проблемой. Скорее всего, они просто хотели отдохнуть от своего неуправляемого отпрыска.

Финал: торжество хаоса

В финале мы видим Дынина, который мечется с праздничным тортом среди обезумевшей толпы. Он похож на комичного Кису Воробьянинова, но это трагическая фигура. Рушится всё, во что он вложил душу, ради чего боролся. И рушится из-за мальчика-провокатора и чиновника-популиста.

Дынин уходит. И ясно, что лагерь «Светлый» после этого станет другим. Хуже. И в этом главная грусть этой, казалось бы, весёлой комедии.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Как я катался по Бенину, Того и Гане на маршрутках. Часть 4. Гана.