Трамвайное чудо Осиека: Как живёт рельсовый транспорт в хорватской провинции

Моё путешествие в хорватский Осиек было продиктовано в первую очередь любопытством — я очень хотел своими глазами увидеть, как функционирует трамвайная система в городке с населением всего около 75 тысяч человек. Сама мысль о том, что в такой, казалось бы, провинциальной локации сохранился этот вид транспорта, не давала мне покоя.

Первое впечатление: разочарование и надежда

Подъезжая на автобусе к автовокзалу, я с тревогой заметил, что трамвайные пути местами поросли травой, а кое-где на них и вовсе стояли припаркованные автомобили. Сердце ёкнуло — неужели и здесь трамвай стал историей? Однако вскоре мои опасения сменились интересом.

Трамвай Tatra T3PV.O в конце первого маршрута в Осиеке

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы быть в курсе последних новостей о поездах. Наш сайт 1520today.ru.

Я заранее знал некоторые детали: в Осиеке действуют два маршрута, колея узкая — 1000 мм, а по рельсам ходят вагоны Tatra и Duwag, а также есть музейный экземпляр Ringhoffer DSM.

Универсал Ringhoffer DSM. Фото: Роко Поляк / wikimedia

Сам городок совсем небольшой, он находится в Хорватии, неподалёку от сербской границы, на живописном берегу Дуная.

Увидев заброшенные с виду пути, я сначала подумал, что опоздал и застал уже упадок системы. Русскоязычная Википедия почти ничего не сообщала о местном трамвае, а англоязычная намекала, что один из маршрутов (ведущий к вокзалу) закрыли из-за низкого пассажиропотока. Ограждения вокруг ремонтной зоны украшали таблички с давно истёкшими сроками работ, что добавляло пессимизма.

Меня охватила знакомая грусть: трамваи, кажется, исчезают повсеместно — не только у нас в России (вспомнился недавно закрытый скоростной трамвай в Усть-Илимске), но, как выясняется, и в Европе.

Исторический контекст и неожиданный поворот

А ведь у этой сети богатая история: первые рельсы для конки проложили ещё в 1884 году, а в 1926-м пути электрифицировали.

К моей радости, выяснилось, что заблокированные пути относятся ко второму маршруту, а первый — жив и работает.

Обратите внимание: Случайно постирала неработающий кабель для зарядки айфона, он снова начал работать.

Его трасса почти прямая, она тянется вдоль Дуная через исторический центр города, а общая протяжённость линии составляет около 15 километров.

В день моего визита на линии трудились только модернизированные «Татры» T3PV.O. Многие вагоны были облеплены рекламой, другие же сохраняли фирменную сине-белую окраску, в которую красят весь общественный транспорт Осиека.

Приятные сюрпризы повседневной работы

Меня приятно поразило отличное состояние путей и то, что они почти на всём протяжении отделены от проезжей части. Благодаря этому трамваи движутся очень резво и строго по расписанию, которое можно увидеть на каждой остановке. И слово «резво» здесь не преувеличение — они буквально летели.

Работа начинается около пяти утра и заканчивается в полночь. Интервалы движения составляют примерно десять минут, а в часы пик и того меньше.

Поскольку я был здесь проездом, с тарифной системой разбираться не стал — платил за каждую поездку прямо водителю. Стоимость в 1,46 евро за поездку показалась мне не самой низкой, особенно если пересчитать по текущему курсу.

Одна из остановок в Осиеке

Сеть маршрутов до Осиека

Я, конечно, немного расстроился, что не удалось прокатиться по второму маршруту и не увидеть в деле старый Duwag или тот самый исторический Ringhoffer DSM. Чтобы понять, что же на самом деле происходит в Осиеке, я зашёл на сайт местного перевозчика и узнал потрясающую новость…

Не упадок, а развитие!

Оказалось, что система не просто жива — она развивается такими темпами, что многим городам можно только позавидовать.

Трамвай Tatra T3PV.O в Осиеке

Второй маршрут не закрыли навсегда, а временно приостановили для перенаправления. Более того, я приехал буквально через неделю после того, как трамваи окончательно ушли с этой линии на «каникулы» (до этого они долгое время ходили по её части). Главная же новость заключалась в том, что Осиек получил грант Европейского союза в размере 25 миллионов евро в рамках помощи для восстановления после пандемии COVID-19.

Эти средства, среди прочего, планируют направить на закупку десяти совершенно новых низкопольных трамваев. Покупка нового подвижного состава и ремонт инфраструктуры должны в будущем позволить даже расширить маршрутную сеть, о чём с гордостью сообщается на сайте оператора.

«Хорошо бы, чтобы старые Duwag при этом не пошли под нож», — промелькнула у меня в голове мысль.

Кстати, здание железнодорожного вокзала в Осиеке тоже было огорожено — там шёл ремонт.

А вот ещё несколько фотографий весеннего Осиека для полноты впечатлений!

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Как устроена работа трамвайной сети в провинциальном городке.