Моё путешествие в хорватский Осиек было продиктовано в первую очередь любопытством — я очень хотел своими глазами увидеть, как функционирует трамвайная система в городке с населением всего около 75 тысяч человек. Сама мысль о том, что в такой, казалось бы, провинциальной локации сохранился этот вид транспорта, не давала мне покоя.
Первое впечатление: разочарование и надежда
Подъезжая на автобусе к автовокзалу, я с тревогой заметил, что трамвайные пути местами поросли травой, а кое-где на них и вовсе стояли припаркованные автомобили. Сердце ёкнуло — неужели и здесь трамвай стал историей? Однако вскоре мои опасения сменились интересом.
Трамвай Tatra T3PV.O в конце первого маршрута в Осиеке
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы быть в курсе последних новостей о поездах. Наш сайт 1520today.ru.
Я заранее знал некоторые детали: в Осиеке действуют два маршрута, колея узкая — 1000 мм, а по рельсам ходят вагоны Tatra и Duwag, а также есть музейный экземпляр Ringhoffer DSM.
Универсал Ringhoffer DSM. Фото: Роко Поляк / wikimedia
Сам городок совсем небольшой, он находится в Хорватии, неподалёку от сербской границы, на живописном берегу Дуная.
Увидев заброшенные с виду пути, я сначала подумал, что опоздал и застал уже упадок системы. Русскоязычная Википедия почти ничего не сообщала о местном трамвае, а англоязычная намекала, что один из маршрутов (ведущий к вокзалу) закрыли из-за низкого пассажиропотока. Ограждения вокруг ремонтной зоны украшали таблички с давно истёкшими сроками работ, что добавляло пессимизма.
Меня охватила знакомая грусть: трамваи, кажется, исчезают повсеместно — не только у нас в России (вспомнился недавно закрытый скоростной трамвай в Усть-Илимске), но, как выясняется, и в Европе.
Исторический контекст и неожиданный поворот
А ведь у этой сети богатая история: первые рельсы для конки проложили ещё в 1884 году, а в 1926-м пути электрифицировали.
К моей радости, выяснилось, что заблокированные пути относятся ко второму маршруту, а первый — жив и работает.
Обратите внимание: Случайно постирала неработающий кабель для зарядки айфона, он снова начал работать.
Его трасса почти прямая, она тянется вдоль Дуная через исторический центр города, а общая протяжённость линии составляет около 15 километров.В день моего визита на линии трудились только модернизированные «Татры» T3PV.O. Многие вагоны были облеплены рекламой, другие же сохраняли фирменную сине-белую окраску, в которую красят весь общественный транспорт Осиека.
Приятные сюрпризы повседневной работы
Меня приятно поразило отличное состояние путей и то, что они почти на всём протяжении отделены от проезжей части. Благодаря этому трамваи движутся очень резво и строго по расписанию, которое можно увидеть на каждой остановке. И слово «резво» здесь не преувеличение — они буквально летели.
Работа начинается около пяти утра и заканчивается в полночь. Интервалы движения составляют примерно десять минут, а в часы пик и того меньше.
Поскольку я был здесь проездом, с тарифной системой разбираться не стал — платил за каждую поездку прямо водителю. Стоимость в 1,46 евро за поездку показалась мне не самой низкой, особенно если пересчитать по текущему курсу.
Одна из остановок в Осиеке
Сеть маршрутов до Осиека
Я, конечно, немного расстроился, что не удалось прокатиться по второму маршруту и не увидеть в деле старый Duwag или тот самый исторический Ringhoffer DSM. Чтобы понять, что же на самом деле происходит в Осиеке, я зашёл на сайт местного перевозчика и узнал потрясающую новость…
Не упадок, а развитие!
Оказалось, что система не просто жива — она развивается такими темпами, что многим городам можно только позавидовать.
Трамвай Tatra T3PV.O в Осиеке
Второй маршрут не закрыли навсегда, а временно приостановили для перенаправления. Более того, я приехал буквально через неделю после того, как трамваи окончательно ушли с этой линии на «каникулы» (до этого они долгое время ходили по её части). Главная же новость заключалась в том, что Осиек получил грант Европейского союза в размере 25 миллионов евро в рамках помощи для восстановления после пандемии COVID-19.
Эти средства, среди прочего, планируют направить на закупку десяти совершенно новых низкопольных трамваев. Покупка нового подвижного состава и ремонт инфраструктуры должны в будущем позволить даже расширить маршрутную сеть, о чём с гордостью сообщается на сайте оператора.
«Хорошо бы, чтобы старые Duwag при этом не пошли под нож», — промелькнула у меня в голове мысль.
Кстати, здание железнодорожного вокзала в Осиеке тоже было огорожено — там шёл ремонт.
А вот ещё несколько фотографий весеннего Осиека для полноты впечатлений!
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Как устроена работа трамвайной сети в провинциальном городке.
