Настоящая охота за золотом: почему московским голддигершам стоит отправиться на карьер Кызыл

Голддигерша — это не просто красивое слово, а целая профессия, суть которой — поиск обеспеченного партнера как источника безграничного богатства. Эти дамы настолько одержимы золотом, деньгами и роскошью, что видят в этом главную жизненную цель.

Настоящий Эльдорадо под ногами

Сегодня я хочу поделиться с этими целеустремленными особами ценным советом. Есть одно удивительное место, где золото не нужно выпрашивать — оно буквально лежит под ногами в промышленных масштабах. Вам достаточно приобрести билет до Усть-Каменогорска, а оттуда — всего сотня километров до одного из богатейших золоторудных месторождений Казахстана под названием Кызыл.

Почему это идеальное направление? Потому что разведанные запасы здесь просто колоссальны — около 224 тонн драгоценного металла. Этого хватит, чтобы удовлетворить амбиции целой армии охотниц за богатством!

Правда, стоит сразу предупредить: здесь не получится разбогатеть, просто надев короткое платье и заглянув в дорогой бар. Придется осваивать настоящую работу. Как в известной шутке: на карьер — два человека, на фабрику — трое, а на управление БЕЛАЗом или экскаватором — и вовсе по одному специалисту.

Золото не из песка, а из камня

Важно понимать: Кызыл — это рудное месторождение, где золото добывают открытым карьерным способом. Забудьте о романтичных образах старателей с лотками у ручья. Современная промышленная добыча — это извлечение драгоценного металла из твердой породы. Нужно найти золотоносную руду, добыть ее, а затем с помощью сложных технологий отделить золото от камня.

Россыпного золота, которое можно намыть, в мире почти не осталось. Сегодня главный источник — именно руда. Ключевая задача — обнаружить ее залежи и разработать эффективный, чаще всего химический, способ извлечения. Без волшебства, только наука и инженерная мысль.

Руда на Кызыле обладает сложным составом, что долгое время делало добычу нерентабельной. Интересный факт: ранее месторождением владели западные компании, но они не справились с технологическими вызовами и ушли.

А вот российские специалисты смогли. Несколько лет назад активы выкупила компания «Полиметалл» из Санкт-Петербурга. Всего за несколько лет они не только построили карьер и обогатительную фабрику, но и вышли на плановые мощности, достигнув впечатляющих результатов менее чем за пятилетку.

Как устроен процесс добычи

Нашим начинающим старательницам не стоит пугаться — процесс логичен и последователен. Сначала геологи с помощью разведки определяют контуры рудных тел. Затем необходимо убрать слой пустой породы, которая скрывает золотоносные пласты. Для этого бурятся скважины, закладывается взрывчатка, и мощными взрывами порода поэтапно «вскрывается».

Объемы перемещаемой породы грандиозны, поэтому и техника используется соответствующая: огромные электрические экскаваторы с ковшами на 20 кубометров и карьерные самосвалы БЕЛАЗ грузоподъемностью 139 тонн. Такие гиганты совершают до сотни рейсов в сутки, перевозя вскрышу в отвалы.

Когда пустая порода убрана, экскаваторы добираются до главного сокровища — золотосодержащей руды.

И вот тогда, подобно охотницам за олигархами, к месту выработки «слетаются» самосвалы. Только везут они руду уже не в отвал, а на рудный двор для последующей переработки.

Повторюсь: в карьере вы не найдете самородков или золотого песка. Драгоценный металл надежно «запечатан» в камне, и чтобы его получить, нужен целый комплекс технологических операций.

Работа на карьере кипит круглосуточно и практически без выходных, так что расслабляться и бездельничать здесь точно не получится.

Управление гигантским механизмом

Управлять таким масштабным производством — задача высочайшей сложности. Нужно одновременно координировать выемку породы на разных участках, точно выйти на золотоносный горизонт, чтобы не отправить ценную руду в отходы, и в то же время не загрузить фабрику пустой породой, парализовав ее работу.

Сегодня всем этим управляют из операторских с помощью современного программного обеспечения. Данные со сканеров и от геологов поступают в реальном времени, позволяя контролировать выемку буквально каждого кубометра грунта и анализировать любую точку карьера с экрана монитора.

Цифры, которые впечатляют

Это была первая часть моего рассказа о том, как в реальности сегодня «охотятся» за золотом. В завершение — несколько показательных цифр, чтобы оценить масштаб:

✔️ Один полностью загруженный карьерный самосвал везет в своем кузове всего около 1 килограмма золота (при его грузоподъемности в 138 тонн).

✔️ Содержание золота в руде на Кызыле считается исключительно высоким — 7,8 грамма на тонну породы.

✔️ В 2018 году здесь было добыто 1 249 000 тонн золотосодержащей руды. Если загрузить этот объем в БЕЛАЗы, понадобится 8985 машин. Выстроенные в одну колонну, они растянулись бы более чем на 110 километров.

✔️ Из всей этой гигантской массы руды в прошлом году было извлечено 3 тонны чистого золота.

Как думаете, этого достаточно, чтобы удовлетворить аппетиты всех московских голддигерш?

----

Завтра ждите продолжение моего репортажа с месторождения Кызыл, где я подробно расскажу и покажу, как здесь буквально превращают грязь и камень в сияющее золото.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить этот материал, а также следующие публикации из моего путешествия по Казахстану.