Наши герои, которых мы оставили в гостинице «Украина», наконец отправились в путь. Их цель — найти друга главного героя, Леона Гарроса. Компания движется на двух автомобилях-универсалах: Simca Vedette Marly и Simca Aronde Chatelaine.
Когда машины останавливаются у почты, становится хорошо видно, что у меньшего универсала кузов трёхдверный.
И снова в повествовании возникает пропагандистский элемент. Зиновий Герд, чей голос звучит за кадром, сообщает, что уже в первый день в Сталинграде (который в 1961 году переименуют в Волгоград) Леон Гаррос встречает рабочего...
...который, как ни удивительно, выучил французский язык ещё во времена Первой мировой войны. Предполагается, что потом он активно практиковался в нём, вероятно, с сослуживцами за бутылкой чего-нибудь покрепче. Впрочем, судя по внешности, этому человеку лет 45-50, и он физически не мог служить в армии в 1914 году.
Далее камера показывает нам, судя по всему, здание Горкома партии. Я, к сожалению, бывал в Волгограде всего несколько раз в жизни, поэтому не могу утверждать это наверняка.
Волгоградские достопримечательности и промышленность
А вот это здание планетария я узнаю точно. Кстати, это единственный планетарий на Нижней Волге. Его построили в 1954 году. На крыше установлена скульптура Веры Мухиной — той самой, что создала «Рабочего и колхозницу» для ВДНХ. Эта композиция называется «Мир». На переднем плане видны автобусы ЗИС-155 и ЗИЛ-158.
Затем нам демонстрируют Сталинградский тракторный завод и один из самых массовых тракторов СССР — ДТ-54. Его выпускали на СТЗ с 1949 по 1963 годы, произведя почти миллион экземпляров.
А наши герои продолжают свои поиски. Ведь Леон Гаррос хочет найти своего друга Бориса Ваганова, с которым когда-то бежал из нацистского концлагеря.
И вот неожиданная встреча: в роли самого себя появляется гроссмейстер, седьмой чемпион мира по шахматам Василий Смыслов. Он запросто, в обычном шахматном клубе, проводит сеанс одновременной игры.
Интересно, что, узнав, что Борис был в Сталинграде, Гаррос хотел ехать ночью. Но когда племянник Бориса сообщает, что тот теперь в Братске, все решают остаться. Видимо, чтобы показать иностранным туристам красоты полностью отстроенного города, решено устроить экскурсию. Так мы попадаем на речной вокзал. Это временный деревянный павильон, который сгорит в 1964 году. Строительство самого большого в Европе вокзала начнётся только в 1970-м.
После этого переводчик уговаривает французских гостей продолжить путешествие по Волге на корабле.
В этом кадре можно детально рассмотреть устройство пятой, багажной двери большого универсала Simca Vedette Marly. Она двухсекционная: стекло откидывается отдельно от дверной створки.
А здесь видна монументальная лестница, построенная в 1952 году.
В сторону Жданова (Мариуполя)
Переводчик Николай пытается найти невесту своего брата, Наташу. Вместе с французами они отправляются на строящуюся Сталинградскую ГЭС.
До ГЭС, однако, команда не доезжает. На дороге что-то случилось, и проехать невозможно — путь перегородили грузовики ЗИС-150 и ЗИЛ ММЗ 585.
Артисты же садятся в городской автобус ЗИС-155, чтобы продолжить свой гастрольный тур.
Здесь автобус можно рассмотреть получше.
Однако Николай решает срочно ехать в погоню за невестой брата и заявляет французам, что на теплоход у них нет времени. Нужно немедленно отправляться в Жданов (ныне Мариуполь).
«Как же так? — спросите вы. — Ведь Братск находится совсем в другой стороне, на востоке страны. Зачем же ехать на запад?» Но у Николая свой план. Да и французам нужно показать страну во всей красе. Мы видим только что восстановленный завод «Азовсталь» с его неизменным разноцветным дымом из труб. Я хорошо его запомнил, потому что каждое лето мы с бабушкой и дедушкой ездили на дачу на Азовском море, а по пути заезжали к брату деда, который жил в Жданове.
И вот наши герои снова устремляются в путь.
Колхоз «Рассвет» и его чудеса
Когда у путешественников заканчивается бензин, они останавливаются у колхоза «Рассвет». Французы с интересом спрашивают, не бюст ли Жанны д'Арк стоит на обочине? Переводчик с гордостью сообщает им, что это доярка Антонина Степанова, которой за рекордные надои установили памятник. «Вот как в Союзе уважают колхозников», — видимо, должны были подумать иностранцы.
Бензин, конечно же, решено попросить в колхозе — видимо, там он был неподотчётный.
Обратите внимание: Жулики не дремлют: как ушлые люди пытаются разбогатеть на ситуации в стране.
А председатель тут же предлагает иностранным гостям совершить экскурсию и показать успешное хозяйство. Выглядит это довольно забавно, если учесть тот факт, что СССР уже с пятидесятых годов закупал зерно и мясо, причём за золото.Действие плавно перемещается за стол, который просто ломится от яств. Председатель колхоза поднимает тост и говорит, что «мы будем жить ещё лучше». Кто бы сомневался.
Труппа Наташи уезжает в аэропорт Жданова, а она сама решает ехать не в Москву, а в Братск. Кстати, от гостиницы московских артистов увозят на автобусе РАФ-251. Он, как ГЗА и ПАЗ, был построен на базе грузовика ГАЗ-51, но в отличие от собратьев не имел капотной схемы. Правда, кузов у него тоже был деревянным.
Гонка с препятствиями и сатирические штрихи
Конечно же, наши герои приезжают в гостиницу как раз в тот момент, когда труппа уже выписалась. И тут у меня возникает два вопроса. Неужели Сергей Михалков подсмотрел идею сюжета у Ильфа и Петрова? Ведь именно в их романе «Двенадцать стульев» отец Фёдор долго разыскивал инженера Бруна и точно так же переезжал из города в город. И ещё: видимо, Михалков сильно сомневается в умственных способностях французских гостей. Сообразить, что их везут в другую сторону, можно было бы, просто взглянув на карту. Но они, словно овцы, идут за дудочкой переводчика.
Поскольку Михалков считался «острым» сатириком, не обошлось и без так называемой критики. В гостинице переводчику говорят, что мест нет, — как обычно. Тогда он спрашивает: «А для французов?» И номера моментально находятся.
Правда, их принимают за французских инженеров и сразу ведут на «Азовсталь».
Третий путешественник остаётся в гостинице. И тут к нему в номер входит... правильно, медведь. Куда же без него? В СССР часто говорили, что о стране судят по неким штампам. Так вот, эти самые домыслы о чёрной икре, балалайках и медведях активно продвигались нами самими. Чего же удивляться?
Фантасмагорический маршрут до Братска
Но вот два автомобиля наконец отправляются в Братск. Хочется сразу спросить у автора сценария: у вас в школе по географии была твёрдая двойка? Как, скажите на милость, можно поехать в Сибирь через Узбекистан? Француз замечает: «Чего только не увидишь на дорогах СССР: то попадёшь в царство хлопка...»
«...то на базар, где продают арбузы...»
«...а как же мы с героями оказались в Киргизии...»
«...потом неожиданно в Астрахани или в Баку — корабль явно тушит разлившуюся нефть...»
«...вот мы уже явно на Кубани, кстати, хлеб убирают при помощи комбайнов „Сталинец-4“...»
«...и опять в Киргизии...»
«...без спорта тоже не обошлось — все сдают нормы ГТО...»
«...а вот и сплав леса где-то в Сибири...»
«...и снова медведи, ну куда же без них...»
«...и снова в Средней Азии...»
«...вот ты какой, северный олень...»
«...ну и, наконец, меха...»
Сразу хочется спросить у режиссёра: мы вообще не забыли, зачем едем в Братск? И прибудем ли мы туда когда-нибудь? А вот, слава богу, доехали...
Финал в Сибири
Путешественники подъезжают непосредственно к месту строительства Братской ГЭС.
И вот наконец Гаррос находит своего товарища Бориса. И сразу возникает вопрос: а за чей счёт весь этот банкет? Кто оплачивал французам всю поездку? Кто платил зарплату переводчику?
И, конечно же, у каждого советского человека припасена дома бутылочка шампанского и хрустальные фужеры.
А вот людей везут на новеньком УАЗ-450.
А вот и трактор ЧТЗ-С80.
В общем, все друг друга нашли, и французы даже побывали на свадьбе. Как замечает Зиновий Герд, они уезжали в Париж навеселе. Кстати, в европейском прокате фильм провалился — его посмотрело лишь 60 тысяч человек. Зато в СССР картина «зашла» на ура. Сегодня про этот фильм почти забыли, но его стоит посмотреть хотя бы из-за уникальной визуальной летописи эпохи.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Продолжаем путешествие по стране с героями картины.
