Почему венецианские гондолы черные: от романтических интриг до городских указов

Венецианские гондолы — это не просто транспорт, а настоящая книга городских легенд, где каждая страница раскрывает новую историю. Их современный облик, особенно единый черный цвет, служит отличной отправной точкой для разговора о том, как рождаются, живут и конкурируют между собой городские мифы — от вполне правдоподобных до откровенно фантастических. Вы когда-нибудь задумывались, почему почти все эти изящные лодки в каналах Венеции окрашены именно в черный? Оказывается, на это есть несколько совершенно разных объяснений, и каждое из них по-своему интересно.

Былое разноцветье

Интересно, что так было не всегда. Если углубиться в исторические хроники, можно узнать, что в XI–XIII веках гондола была практически у каждого уважающего себя жителя Венецианской республики. И владельцы вовсе не стремились к единообразию. Напротив, они соревновались в украшении своих судов, превращая их в предмет гордости и демонстрации статуса. Лодки ярко красили, обивали дорогими тканями вроде бархата и шелка, добавляли позолоту и резные элементы. Главной задачей было выделиться, показать свой вкус и достаток, быть «не хуже других», а в идеале — и вовсе стать самым заметным на водных улицах города.

Легенда о ревнивом доже

Именно это всеобщее стремление к яркой индивидуальности, согласно одной из самых популярных городских легенд, и привело к появлению традиции черных гондол. Парадокс в том, что в какой-то момент именно черный цвет стал самым необычным и броским. История, которую любят пересказывать гиды, переносит нас в те времена, когда городом правил один пожилой дож (выборный глава республики). У него была молодая и прекрасная жена, которой, как поговаривали, заинтересовался некий таинственный кавалер. Он навещал ее, приплывая на гондоле угольно-черного цвета, в таком же темном плаще и, вероятно, под маской. Слухи о неверности жены дожа поползли по городу.

Можно было ожидать, что дож прикажет схватить любовников и жестоко наказать. Однако он поступил куда более мудро и хитро. Вместо этого он издал указ, предписывающий перекрасить все гондолы в Венеции в строгий черный цвет и убрать с них все пестрые украшения и драпировки.

Обратите внимание: В каких случаях раньше на Севере можно было таскать рыбу из чужих сетей.

Что же получилось в итоге? Таинственный визитер мог продолжать свои плавания, но теперь его черная лодка ничем не выделялась среди сотен других. Дож, по всей видимости, даже способствовал слухам, что это он сам навещает супругу, представая в роли романтичного правителя — что, несомненно, могло добавить ему популярности среди избирателей. О дальнейшей судьбе жены и ее поклонника история, к сожалению, умалчивает.

Более прозаичные версии

Конечно, на фоне такой захватывающей истории о любви и ревности другие объяснения кажутся куда более скучными. Одна из них гласит, что городским властям просто надоели постоянные споры и конфликты, вызванные этой «цветовой дифференциацией» гондол, а также проблемы с идентификацией судов на воде. В конце концов, они решили положить этому конец простым и эффективным указом: все лодки должны быть черными и иметь минимальный декор.

Еще одна практичная теория связывает появление черного цвета с изменениями в технологии строительства. Для улучшения водонепроницаемости корпуса гондолы стали покрывать черной смолой. Лодки естественным образом почернели, а так как это решение оказалось долговечным и практичным, со временем оно превратилось в стандарт.

Траурная гипотеза и ее критика

Существует и печальная версия, отсылающая нас к 1575 году, когда Венецию опустошила страшная эпидемия чумы, унесшая жизни десятков тысяч человек. Согласно этому мифу, разноцветные, нарядные гондолы, на которых развозили тела умерших, выглядели кощунственно. Поэтому, чтобы выразить всеобщий траур и уважение к погибшим, все лодки было решено перекрасить в черный.

Однако историки часто критикуют это объяснение. Во-первых, есть свидетельства, что черные гондолы появились на каналах гораздо раньше эпидемии. А во-вторых, в венецианской культуре того времени траурным цветом традиционно считался не черный, а красный или пурпурный.

Какой бы ни была истинная причина, сегодня черный цвет стал неотъемлемой частью образа Венеции. Хотя в наши дни правила несколько смягчились, и для привлечения туристов иногда допускаются и другие оттенки, классическая черная гондола по-прежнему остается символом города, хранящим в своем цвете шлейф загадочных историй.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: На примере венецианских гондол можно рассказывать о многообразии городских мифов.