В Алма-Ате меня сразу поразило обилие солнца! После привычной серости московской зимы это было настоящим подарком. Я уже и забыл, каково это — видеть яркое зимнее солнце, но Казахстан напомнил мне, что такие чудеса бывают.
Мне довелось побывать в бывшей столице Казахстана несколько лет назад, и я хочу поделиться своими впечатлениями. Давайте начнем с самого главного — с того, как город живет зимой.
Зимняя жизнь города
В отличие от многих российских городов, Алма-Ата зимой не засыпает, а продолжает активно функционировать. Например, здесь круглый год работает городской прокат велосипедов, и местные жители пользуются им даже в снегопад. В Москве же велосипеды осенью убирают на хранение, считая, что зимой они никому не нужны. В Алма-Ате в акимате, видимо, работают люди с прогрессивными взглядами, которые понимают, что велосипед — это транспорт на все сезоны. Хочется верить, что московские власти когда-нибудь переняли бы этот опыт.
То же самое касается открытых веранд кафе и ресторанов. Несмотря на мороз, они продолжают работать. В России же зимние террасы — большая редкость, и предпринимателей, рискнувших их организовать, могут оштрафовать.
Еще одна приятная деталь — катки прямо на улицах города. Например, один из них организовали посреди широкой аллеи, что создает особую атмосферу.
Уличная еда тоже не исчезает с наступлением холодов. Ларьки с пловом, свежевыжатыми соками и чебуреками продолжают радовать горожан, тогда как у нас подобные точки обычно закрываются на зиму.
Масштабная реконструкция
В Алма-Ате идет большая работа по преобразованию центра города. Программа, запущенная в 2017 году, направлена на создание комфортной среды для пешеходов. Тогдашний аким (мэр) Бауыржан Байбек ставил амбициозные задачи: снизить нагрузку от автомобилей, развить инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов, наладить общественный транспорт и убрать визуальный шум с улиц. Для консультаций даже пригласили известного урбаниста Яна Гейла.
Конечно, в процессе возникали трудности: недовольство автомобилистов, жалобы жителей, обвинения в нецелевом использовании средств. Но власти не отступали от своих планов. По масштабам реконструкции на постсоветском пространстве Алматы, пожалуй, уступает только Москве, и в целом город движется в правильном направлении.
Улица Жибек Жолы: замысел и реальность
Отдельного внимания заслуживает преображение местного «Арбата» — улицы Жибек Жолы, что переводится как «Шелковый путь». Архитектор решил отразить ее историческое значение в ландшафтном дизайне. По задумке, вдоль улицы должна была пролегать белая дорожка, символизирующая Шелковый путь, с коричневыми вставками — названиями городов на маршруте. Также планировались скульптуры верблюдов, игровые и спортивные площадки, зоны отдыха и кафе.
Однако в реальности проект был реализован не полностью. Вместо сложного ландшафта появилась белая плиточная дорожка и деревянные скамейки. Ни верблюдов, ни обещанных зеленых холмов, ни навесов жители так и не увидели.
Многих горожан результат разочаровал, особенно отсутствие обильной зелени и тенистых аллей, которых все так ждали к лету.
Но были и положительные изменения. Например, некоторые подземные переходы заменили наземными пешеходными переходами. Старые фотографии показывали, что люди часто перебегали дорогу поверху, игнорируя тоннель, что доказывает: подземные переходы в центре часто неудобны и провоцируют нарушения.
Новые переходы оборудованы кнопками для включения зеленого сигнала, хотя не все жители сразу об этом узнали.
Правда, странным показалось отсутствие освещения на некоторых перекрестках в темное время суток — это, на мой взгляд, необходимость.
Общественный транспорт и парковки
Заметил я и чистоту городской среды: автобусные остановки здесь свободны от рекламы, за этим строго следят. Правда, сами остановки могли бы быть более закрытыми, учитывая местный климат.
Алма-Ата — единственный город в Казахстане, где сохранился троллейбус. Хотя сеть маршрутов с 25 сократилась до 8, власти понимают перспективность этого транспорта и обновили парк современными машинами. Планируется создание выделенных полос, развитие скоростного трамвая и автобусной сети.
Несколько лет назад в городе ввели платные парковки, что вызвало волну недовольства. Людям долго объясняли необходимость этой меры через СМИ. Возникали и проблемы: например, появились мошенники в жилетках, собирающие плату, или требования водителей присматривать за их машинами. Споры не утихли до сих пор: кто-то считает парковки дорогими, кто-то — неудобно расположенными. Многие продолжают парковаться во дворах, не желая пересаживаться на общественный транспорт.
На мой взгляд, платные парковки в Алма-Ате довольно дешевые, и их сеть стоит расширять, активнее борясь с хаотичной парковкой.
Из полезных инфраструктурных решений отмечу автоматизированные почтовые отделения для выдачи посылок — очень похоже на российский PickPoint.
Также в ноябре того года улицу Фурманова переименовали в проспект Нурсултана Назарбаева — таким образом власти и жители выразили благодарность первому президенту за вклад в развитие города.
Горнолыжный курорт Шымбулак
Одной из главных достопримечательностей Алма-Аты является горнолыжный курорт Шымбулак. Не посетить его — все равно что побывать в Сочи и не увидеть Красную Поляну.
На входе посетителей встречают инструкции на трех языках о поведении при террористической угрозе — мера, которая в наше время не кажется лишней.
Подъезд к курорту начинается от известного спортивного комплекса «Медео».
Шымбулак расположен в 20 километрах от города на высоте 2260 метров. Изначально это была спортивная база, открытая в 1954 году. С 1980-х началось превращение в туристический центр: построили отель, медцентр, новые подъемники.
Архитектура курорта меня приятно удивила — все сделано качественно и со вкусом.
Некоторые уголки напомнили мне альпийские курорты.
Здесь до сих пор проводятся спортивные мероприятия, включая этапы зимних Азиатских игр и Всемирную зимнюю универсиаду.
Помимо горных лыж и сноуборда, гостям предлагают парапланеризм, пешие походы, катание на горных велосипедах, квадроциклах и лошадях. Для детей есть лагерь, веревочный парк и батутный центр.
Курорт продает сезонные абонементы. Детский (до 10 лет) стоит 150 000 тенге, для молодежи (11-23 года) — 210 000 тенге, взрослый — 290 000 тенге. В абонемент входит неограниченный доступ на подъемники и бесплатная парковка. Разовые ски-пассы для взрослых: 6 500 тенге в будни и 9 500 в выходные, при онлайн-покупке действует скидка 25%. Аренда комплекта лыж или сноуборда — около 5 000 тенге.
Что касается самих склонов, то опытным лыжникам они могут показаться довольно простыми.
Аэропорт и заключение
В аэропорту Алматы мне довелось увидеть российский самолет Ил-96, на котором прилетел Дмитрий Медведев. Интересно, что на следующий день после моего отъезда Шымбулак закрыли для посещения из-за визита премьер-министра, официально — из-за угрозы схода лавин.
Также на территории аэропорта заметил старый грузовой Ан-26, используемый пограничной службой, и законсервированный Ту-134.
И, конечно, видел правительственный самолет Казахстана.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Я был в бывшей столице Казахстана несколько лет назад, давайте посмотрим как это было.
