Здравствуйте! Я давно интересовался одной особенностью советской авиатехники. Зачем в самолётах ИЛ-76 в кабине штурмана сделали прозрачный пол? На первый взгляд, при нынешнем уровне развития технологий это кажется анахронизмом — сложным в производстве и не слишком практичным решением.
Интересно, что такая конструкция применялась не только на военных машинах. Её можно было встретить и на ряде гражданских лайнеров, таких как Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, а также на Ан-10 и Ан-12.
Возникает резонный вопрос: ИЛ-76 способен подниматься на высоту более 12 километров. С такой дистанции детали земной поверхности рассмотреть практически невозможно. Какая тогда от этого окна практическая польза?
На этом фото — ИЛ-78, самолёт-заправщик на базе ИЛ-76.
Мне недавно посчастливилось побывать с дружественным визитом в кабине штурмана ИЛ-76М. То, что я там увидел и услышал от специалиста, полностью прояснило для меня этот конструкторский замысел.
На снимке — сама кабина штурмана с мощным бронированным остеклением.
Назначение и оснащение кабины
Эта кабина — командный центр для навигации и боевого применения самолёта. Здесь штурман решает ключевые задачи полёта.
Толщина стекла действительно поражает. Точных цифр я не знаю, но визуально она составляет около пяти сантиметров — серьёзная защита.
Сердце навигации ИЛ-76М — прибор КП-1. Среди лётчиков и техников он получил меткое прозвище «пианино» из-за обилия кнопок и тумблеров на его панели.
Из нижнего отсека прибора выдвигается лоток со встроенной клавиатурой для ввода данных.
Вот как выглядит рабочее место штурмана у левого борта кабины.
А это — вид на рабочую зону с правого борта.
Итак, в чём же секрет прозрачного пола?
Ответ на главный вопрос оказался прост и логичен. Требование о прозрачном полу кабины поступило от военных заказчиков.
Всё дело в уникальных возможностях ИЛ-76. Этот самолёт способен садиться на грунтовые и неподготовленные площадки, где нет чётких взлётно-посадочных полос. Для точного захода на посадку в таких условиях штурману критически важен непосредственный визуальный контакт с землёй. Не менее важно это и для выполнения другой ключевой задачи — точного десантирования личного состава и грузов с малых высот.
В ту эпоху создания ИЛ-76 (начало 1970-х) разработчики и военные ещё не полностью доверяли электронным системам. Считалось, что опытный человеческий глаз, подкреплённый оптическими приборами, в ряде ситуаций надёжнее и быстрее любых «электронных мозгов». Прозрачный пол был воплощением этого принципа — он давал штурману неоспоримое тактическое преимущество.
Если вам было интересно, поддержите канал «Промышленный турист» лайком и подпиской! ✌️?
Еще материал по подобным темам:
Как выглядит внутри «Антоновский монстр». АН-22 ???
Туалет и кабина пилотов в самом большом грузовом самолёте. АН-124 ?✈️?
Внутренние особенности экраноплана «Орлёнок» ????
