День тут может начаться вчера утром, а закончиться завтра в обед. Какие-то дни полностью исчезают, а вместо них появляются новые, когда этого совсем не ждёшь.

День здесь может начаться вчера утром и закончиться завтра днем. Некоторые дни полностью исчезают, а на их месте появляются новые, когда вы этого совсем не ожидаете.

Дело в том, что если появляется возможность что-то сделать на Чукотке, нужно делать это сразу. Планирование наперед здесь не работает. А глупые вопросы вроде "Когда спать?", "Что есть?", "А что потом?" вы решаете в процессе. ⠀

Позвольте мне привести лишь один пример.

Две небольшие открытые лодки с моторами Yamaha мощностью 115 лошадиных сил отплывают от деревни Лорино в 10 утра. После трех часов барахтанья и плескания под дождем вы попадаете на солнце, вас обдает освежающим пуховым потоком, от которого хочется надеть второе пальто и третью толстовку. Это спешка. Особенно когда лодка подходит к берегу.

Островком цивилизации здесь является деревня Янракыннот, в которой проживает около 300 человек. Здесь, помимо школы, нескольких спутниковых антенн, кучи выброшенных бочек с горючим, общественной бани, пункта первой помощи, китового кладбища и памятника адмиралу Макарову, стоит внедорожник МТ-ЛБ.

И он даже не сломан. И похоже, что он отправится в тундру к оленеводам. Когда? Ну, когда он будет готов. Но не раньше 6 часов вечера. А в тундре живут северные олени. И оленеводы. Поэтому приходится просить подвезти нас на вездеходе. Другого пути туда нет.

До 6 вечера мы проводим время, пробуя хлеб и ассортимент консервов из местного магазина, пугая китов с лодки, беспокоя пухляков и чаек, живущих на многочисленных островах в заливе. ⠀

Около 8 часов вечера ровер наконец отправляется в путь. Закат придает холмам розовый отблеск, евразийские сурки выпрыгивают из-под гусениц, а бронированные пассажиры пытаются устоять на ухабах и отделаться минимальными ушибами. ⠀

Вездеход прибывает не в пункт назначения, а когда стемнеет. В тундре приходится охотиться на оленей, которые бродят, где им вздумается. А в темноте трудно что-либо найти. Около 12 часов ночи мы останавливаемся и ждем восхода солнца. Начинает светать около 3 часов ночи.

Но это не так. Все вокруг окутано густым туманом. Мы не видим не только стада оленей, но и медведей, которые в ассортименте оставили свои следы вокруг нас. ⠀

Ближе к 9 утра немного проясняется, и мы можем выехать в тундру по азимуту. Более или менее туда, куда ушли олени. В течение полутора часов часть стада была найдена. Пункт назначения достигнут.

Мы видим, как оленям делают уколы, перевязывают их раны, а с менее удачливых снимают шкуру. Мы можем пообедать (с менее удачливыми) и идти дальше. ⠀

Вечером, после 3 часов тряской езды, мы снова оказываемся в деревне. Мы планируем отправиться на лодке в Лорино, где нас ждет вкусная еда и комфортное жилье, но не можем уехать.

Потому что ветрено и штормит. Мы укрываемся в школе. Тепло, можно лепить пельмени, не трясет и нет ветра. Это прекрасное место. Директор школы весело рассказывает, как несколько недель назад одна женщина застряла в деревне на две недели из-за плохой погоды.

Сомнительная перспектива, даже с общественной баней и шампанским в местном магазине. Но чукотские боги сжалились над нами и разрешили вернуться домой в три часа ночи, когда ветер немного утих и море успокоилось.
Еще три часа в открытой лодке при температуре +5°C, и день был почти закончен.

"Почти", потому что на берегу выяснилось, что ключи от машины мы потеряли либо в море, либо в тундре. И его еще нужно было как-то открыть и запустить.

Я смутно помню, как мне удалось поспать несколько часов в школе и несколько часов ночью во внедорожнике во время той эпической поездки. А сколько прошло реальных дней, даже трудно ответить. :)

Как вам нравятся такие поездки?