Рассказываем об одной из самых уютных и спокойных улиц Петербурга
Дворец великого князя Михаила Александровича
Старый Петербург – это не только Невский проспект и берега Мойки. Английская набережная тоже была первым заселённым районом города: здесь жили плотники, зарубежные корабельные мастера, рабочие Галерных верфей.
Во второй половине XVIII века набережную начали застраивать поместьями и крупными домами. Каменные хоромы на этом участке возвёл лейб-гвардии капитан С. А. Головин. Дом несколько раз менял хозяев. Один из них – Ольга Жеребцова, сестра екатерининского фаворита Платона Зубова, роковая женщина, участница нескольких крупных скандалов конца 18-го столетия. Она была одним из ключевых организаторов убийства Павла I. Многие этапы вербовки сторонников проходили в соседнем доме №52, где она сожительствовала с английским послом Чарльзом Уитвортом.
В 1830 году дом был продан светлейшему князю А. С. Меншикову, а при его сыне архитектор К. К. Рахау перестроил дворец в стиле эклектики. Интерьеры сохранились до сих пор, их можно увидеть, например, в театральном зале.
Когда у дворца появился новый владелец – великий князь Михаил Александрович – по его заказу придворный архитектор Р. Ф. Мельцер в 1911-1913 годах переделал здание в духе модерна. Фасад, въезд с Галерной улицы, отделанный плиткой и с большим чугунным фонарем, обширный гараж выделяли его на фоне череды классических дворцов Английской набережной.
Советская власть национализировала дворец и в 1922 году передала Всероссийскому обществу глухих, которое сегодня осуществляет большую культурно-образовательную работу для 15 000 своих членов в городе и области.
Дворец Румянцева
Благодаря Николаю Румянцеву особняк на набережной Невы на многие годы стал средоточием науки и искусства. Граф был видным меценатом и просветителем, собирал древние манускрипты, церковные книги и архивные документы. В 1802 году Румянцев купил бывший особняк князей Голицыных и с годами превратил его в настоящий музей древностей.
В 1824 году граф решил перестроить здание и поручил работу Василию Глинке. Перед архитектором стояла довольно сложная задача — практически без изменения пропорций создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. В. А. Глинка справился с задачей. Он закрыл фасад мощным двенадцатиколонным портиком, установленным на высоком цоколе. Колонны портика с капителями коринфского ордера подчеркивают его монументальность. Портик увенчан фронтоном, в тимпане которого помещён горельеф, созданный скульптором И. П. Мартосом. На горельефе — Аполлон в окружении девяти муз и матери их Мнемозины, а также напутствие самого Румянцева: «На благое просвещение».
В 1826 году граф скончался и завещал превратить особняк в музей. Это был первый частный музей в России — бесплатный и открытый для всех желающих. Он начал свою работу 28 мая 1831 года.
Бар «Крокодил»
На заре нового времени предпринимателям-рестораторам приходилось труднее всего. Первые рестораны ориентировались на «аристократический шик». Постепенно бизнес обрастал пониманием того, что и как делать. «Крокодил» открылся в 1996 г. и быстро стал культовым заведением.
В баре был симпатичный дизайн, проходили фотовыставки. Всё очень естественно и по-европейски: искусство просто стало частью внутренней жизни заведения.
Обратите внимание: Чернее чёрной! Попробовал икру палтуса. Делюсь впечатлением ??.
Сюда заходили представители творческой интеллигенции, чтобы отметить своё удачное выступление в Петербурге.Спустя 25 лет бар открылся в изменённом обличье: аристократизм 90-х смешался с сегодняшними веяниями дизайна и стиля. Например, барная стойка, за которой любили собираться адепты ночной жизни и любители авторских коктейлей, занимает место в центральной части зала. На стенах вновь располагаются картины и тканевые полотна с изображениями различных представителей фауны. В малом зале стоит огромный коммунальный стол, выполненный из слэба.
Кухня переориентировалась на восток, теперь она исключительно паназиатская. Шеф-повар Александр Цой («Фудзияма», «Киото», Ginza) решил воплотить в жизнь традиционные японские и корейские рецепты. На закуску гости выбирают между острой капустой кимчи и лёгким салатом с тунцом и авокадо и спринг-роллами с креветками.
Крокодил по-прежнему является площадкой для небольших концертов, выставок и мероприятий, продолжая традиции, заложенные четверть века назад.
Сад Сен-Жермен
Сад находится во дворе дома А. Х. Пеля. Этот архитектор купил и перестроил его в 1859 г. До этого дом с садом и оранжереей несколько раз менял хозяев, которые постепенно расширяли его территорию.
В 1891 г. дом перешёл к сыну А. Х. Пеля. В те времена садовая часть имела зелёные насаждения, но рядом с ними располагались и хозяйственные постройки. В 1905 г. участок был продан статскому советнику Фёдору фон Крузе, он начал грандиозную перестройку. В 1908 г. дом приобрёл нефтепромышленник Павел Гукасов.
Архитектор А. С. Хренов взялся за дальнейшее обустройство дома и сада, добавил дворовые корпуса и украсил фасад медальонами (в том числе головой Афины-Паллады). Здесь появился трёхарочный проход в сад, украшенный колоннадой, плиткой, лепниной и решётками.
За садиком дома закрепилось название Сен-Жермен и Пале Рояль. Здесь пел Шаляпин, выступала Ахматова и Гребенщиков, читал свои произведения Бродский.
Но сейчас уютный французский сквер в декадентском увядании. Будем надеяться, что и его когда-нибудь ждёт реставрация и новая жизнь.
Дом Бака
Дом был построен в 1904-1905 гг. для Юлиана Бака. Раньше на этом участке находился непримечательный доходный дом, но архитектор Б. И. Гиршович создал ансамбль в стиле необарокко с элементами модерна.
Гиршович — автор ряда зданий еврейской общины Петербурга, в том числе Хоральной синагоги, находящейся на Лермонтовском проспекте (сам Ю. Бак был евреем по происхождению и принимал активное участие в жизни еврейской общины города).
Фасад дома дробится межэтажными тягами и карнизами, эркерами и объёмными аттиками. Он обильно украшен лепниной, однако внутренний двор впечатляет своей тектоникой, нежели богатством отделки. В глаза бросаются воздушные галереи, пересекающие двор и стягивающие два флигеля-башни и открытые ленты балконов. Внутренняя отделка дома тоже впечатляла, она включала в себя множество витражей, метлахскую плитку и мраморную облицовку.
Юлиан Бак был основателем газеты «Речь», главная контора располагалась здесь же. Дом Бака долгое время находился в плачевном состоянии: за целый век с момента своего строительства он ни разу не реставрировался. Лишь в 2019 г. был проведён капремонт, обновивший фасад здания.
В ходе работ в здании обнаружили потайную комнату. Помещение находится над сводами вестибюля первой парадной, а доступ к нему — через люк в стене. В комнате нашли документы Южной горнозаводской биржевой артели: книги учёта, фирменные бланки, отчёты и письма.
Еще больше вариантов для прогулок в нашем приложении Best.Petersburg
#санкт петербург #питер #прогулки по городу #прогулки по питеру #интересные места #путешествие #куда сходить в питере
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Прогулка по Галерной улице.