Горный велопоход: от Рожкао до Архыза через перевал Пхия

Дорога с облаками

Настало время поделиться впечатлениями о третьем, и, пожалуй, самом запоминающемся горном путешествии на велосипеде в 2021 году. После поездки в Канжол меня не покидало желание снова оказаться в горах, крутить педали, вдыхать чистейший воздух и преодолевать километры за километрами.

Стоял август, двадцатые числа. В Ставрополе лили дожди, не внушавшие оптимизма, а впереди маячила осень с её непредсказуемой погодой в горах. Решено было не медлить: собрались и под руководством Романа отправились в Карачаево-Черкессию.
Нас в этот раз было больше обычного. Кроме нашего верного «Соболя» (получившего в народе колоритные прозвища «Гачи-Бас» или «Очкобус»), с нами ехала Лада Ларгус с велобагажником за рулём с Яриком, а бонусом — золотистый ретривер по кличке Юна.
Компания, как всегда, собралась разномастная: велосипедисты из Ставрополя и Невинномысска, представители клубов «Велоставрополь» и «Велокавказ».

Только самое нужное.

Велосипед Ирис Чубовой (и подсказка на стене).

Погрузка состоялась в пятницу у «Пятерочки». С собой — велосипед, рюкзак, палатка. Мы выбрали формат без байкпакинга, то есть ехали налегке, с велорюкзаками, а основное снаряжение ждало нас в автобусе. Направление — посёлок Рожкао.

Заяц — главный по туризму!

Маршрут предстоял нестандартный и на первый взгляд казался довольно щадящим. В субботу мы стартовали из Рожкао, двигаясь вдоль течения Большой Лабы через Загедан до посёлка Пхия, а затем — вверх на перевал и спуск в сторону Архыза.
Дорога представляла собой укатанный грунт с камнями и колеёй, подходящий как для горных велосипедов, так и для гравийников, хотя владельцам последних, возможно, пришлось бы непросто на спусках и каменистых участках.
В воскресенье нас ждал спуск по трейлу от САО РАН до Марухи.

Яндекс.карта первого дня пути:

Strava: https://www.strava.com/activities/5829837072

GPX: https://disk.yandex.ru/d/IB6GgAcu6dAQVg

Рожкао — начало пути

Рожкао — место особенное. Я бы назвал его точкой, где цивилизация начинает сходить на нет. В Псебае и Псемене ещё есть связь, магазины, заправки. А в Рожкао — лишь пара турбаз, лесовозные дороги и пограничники.

До Великой Отечественной войны здесь пытались добывать медь и золото, но золотая лихорадка угасла, старатели ушли, уступив место лесорубам. Сейчас в посёлке нет никакой промышленности, и единственные рабочие места даёт туризм.
Отсюда начинается дорога к плато Дженту и тропа на водораздел между Урупом и Большой Лабой. Сюда приезжают отдыхать со всего Кавказа. Эти места манят путешественников кристальным воздухом, цветущими альпийскими лугами, тишиной и безлюдьем. Рядом с Рожкао есть живописные обзорные точки — горы Смотровая, Сосновая и плато Язык, на которые ведут пешеходные тропы.
Также популярны прогулки в долину реки Рожок. Порожистая река несёт свои воды сквозь елово-пихтовый лес, пробивая путь через каменные завалы и стволы поваленных деревьев.

Координаты 43°49'18.4"N 40°54'55.0"E указывают на отличное место для кемпинга перед посёлком: здесь можно поставить палатки и припарковать машину, место чистое и прямо у берега Большой Лабы.

Утро здорового человека.

Слик.

Ирис на переднем фоне.

Переночевав и собравшись, мы двинулись к точке старта — она была легко узнаваема по подвесному мостику через Лабу. Дальше каждый ехал в своём темпе, договорившись встретиться в Пхие.

Общее фото с коптера.

Пока ещё не грязный GT.

Вдоль Большой Лабы

Дорога оказалась невероятно красивой. Горная гравийка шла вдоль Большой Лабы, местами сырая, местами каменистая, с колей. Вокруг — лес, сочная трава, множество ручьёв, питающих реку. Транспорта почти не было, изредка встречались джипперы и пограничники. Видели даже прицеп-кемпер с вырванной балкой, чей водитель ждал подъёмный кран из Псебая.
Из средств связи у местных жителей — только радиостанции, либо можно передать сообщение с попутным внедорожником. У военных, конечно, есть спутниковые тарелки.
От Рожкао до Пхии — около 33 километров с небольшим набором высоты.

Большая Лаба.

Километры пролетали спокойно и с удовольствием, это была настоящая медитация в движении. Единственное острое ощущение случилось на военном посту перед Загеданом, где у меня спросили паспорт, который я, к сожалению, оставил в автобусе (так делать не стоит!). Пришлось задействовать всё своё красноречие.

Перед пограничниками.

Пхия и её источники

Промежуточная точка — посёлок Пхия, расположенный на правом берегу Большой Лабы, в 7 км к юго-востоку от центра сельского поселения Загедан и в 80 км к юго-западу от станицы Преградная.
У южной окраины села в Большую Лабу впадает её правый приток — Пхия, от которого и происходит название. «Пхыуа» по-черкесски означает «осевшее», «провалившееся (низкое место)». А ещё рядом с Пхией находятся минеральные источники. На площади всего 20 квадратных метров бьют 17 источников, каждый словно в своём котле.
Ручейки сливаются в небольшую речку Лаштрак, чьё название на местном наречии означает «кислая», а та уже впадает в Большую Лабу — самый крупный приток Кубани. Рядом протекает ещё одна река — Санчара. Санчарское ущелье в советские времена было популярнейшим туристическим маршрутом, сотни людей наслаждались удивительными видами и природными красотами Кавказских гор вдоль Санчары и Лабы.

Чек-поинт.

Подъём на перевал

От Пхии начался наш подъём на перевал «Пхия» (2100 метров над уровнем моря).

Обратите внимание: Оптимальные японские кроссоверы для автопутешествий до 900 000 рублей ??.

Подъём был мокрым, скользким, довольно крутым, с камнями и корнями деревьев, но шёл на одном дыхании. Такого удовольствия от движения вверх я давно не получал: дышишь, крутишь педали, снова дышишь. Поймал ритм и держал его, все мысли остались внизу, а впереди был только путь.

Любимая грязь.

Отдельно хочется сказать про Романа. Настоящий железный человек! Он проехал с нами на велосипеде от Рожкао до перевала, бодро поднялся вверх, а потом спустился обратно к автобусу, чтобы отогнать его в Архыз. Я бы на такое точно не решился.

Селфи тайм.

Панорама.

История перевала Пхия

Перевал Пхия относится к Аркасарскому хребту и расположен в его северной части между хребтами Абишера-Ахуба и Аркасарским, протягиваясь с востока на запад. В древности этот участок был частью Великого Шёлкового пути. Караваны торговцев из Китая и Средней Азии шли к черноморскому побережью в торговые порты. В первое десятилетие XX века русские промышленники планировали проложить через перевал железнодорожную ветку.
Лес под строительство ж/д пути вырубили, но дальнейшие планы разрушила Гражданская война. В годы Великой Отечественной войны практически за все перевалы на Главном Кавказском хребте шли ожесточённые бои. В районе перевала установлено несколько обелисков и памятник солдатам, защищавшим Кавказ.

Любопытной была встреча на самой вершине перевала: тонированный джип и двое суровых мужчин криминального вида, словно из 90-х, стояли в окружении картонных ящиков, полных кавказскими мухоморами. Видимо, какой-то специфический бизнес.

Часть ящиков с мухоморами.

Новая дорога и будущее этих мест

В начале 2018 года было принято решение о строительстве дороги «Дукка—Пхия». Она должна соединить село Архыз и посёлок Пхия. На момент нашего путешествия было построено около двух третей дороги. Вместе с дорогой планируется создание всесезонного туристско-рекреационного кластера «Пхия-Кислые источники». Возможно, скоро вместо горных велосипедов здесь можно будет мчаться на шоссейнике, а дорога превратится в такую же Мекку для любителей скорости и лайкры, как трасса Сочи-Красная Поляна. Главное — не встретить на повороте Ладу Приору.

Строительная техника.

С верхней части перевала мы двинулись по грейдеру в сторону посёлка Архыз. Мощная строительная техника пробила и укатала дорогу, так что ехать можно было с комфортом. Конечно, немного жаль, что человек своей деятельностью вторгается в первозданную красоту гор. Говорят, что дорогу на Пхие не остановят, протянут дальше в Рожкао и Псебай, а потом и к морю.

Однозначно стоит проехаться по старой дороге от Рожкао к Пхие, пока ещё есть такая возможность. Берёзовые рощи, увалы и пастбища, укрытые альпийским разнотравьем, сосны, чередующиеся со стройными пихтами. По дороге можно встретить стада коров, табуны лошадей, отары овечек.

К деньгам!

Архыз и ночлег

Когда шла подготовка к Олимпиаде-2014, в районе Архыза была создана горнолыжная трасса и курорт, на курорте «Романтик» открыли канатную дорогу. Сейчас курорт располагает 16 тысячами гектаров освоенных горнолыжных трасс и системой канатных дорог.

Место для фото

Въехав в Архыз, мы слегка перекусили хычинами, дождались остальных и отправились к месту ночлега на берегу реки Большой Зеленчук.

Координаты места ночлега: 43.671806, 41.433917

С каждым годом в Архызе становится всё сложнее найти место для палаток: территории огораживают, за всё берут деньги, а то и просто прогоняют. Не удивлюсь, если и эта точка скоро окажется частной землёй.

Фото на утро с дрона.

Место для ночлега.

Мы поставили лагерь и заночевали под убаюкивающий шум реки. Впереди нас ждал второй день — MTB-катание по трейлу от САО РАН до Марухи.

Велоставрополь — нам по пути! Присоединяйся!

Фотографии: Сергей Slik, Евгений Москвитин-Борзых, Ирис Чубова, Андрей Новосельцев, Алексей Борисов, FFedor Dralyxin, TheAMPGamer

Автор статьи — Евгений Москвитин-Борзых.

#путешествие #велосипед #велоставрополь #кчр #рожкао #пхия #архыз #трейл #mtb #горный велосипед

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Кросс-кантри: Рожкао - Пхия - Архыз. День первый.