Кавказ-тур. Апрельское велопутешествие по Северному Кавказу

В середине апреля меня потянуло на юга. Без какого-то чёткого плана, имея в распоряжении 2 недели, поехал поездом в Адлер через Москву, взяв с собой велосипед, палатку, спальник и прочее своё цыганское барахло. В поезде хорошо, можно отдохнуть после работы, посмотреть на Литву, где больше года не был, хотя бы из окна вагона, немного поугорать с литовских погранцов в белых маскхалатах.

Привет, Литва, я скучал

В Москве сел в новенький двухэтажный поезд, ещё сутки - и я в Адлере.

Впервые искупался в Чёрном море. Абхазия совсем рядом, но я туда не еду, не в этот раз. Сочи слишком суетный и неуютный для меня, хочется выехать побыстрее. Встречаю двух непонятных типов на детских веломобилях лет по 20. выслушиваю мутную историю, как их кинули на деньги, и что на этом "транспорте" они собираются ехать до Самары. Попросили у меня воды, и хотели ехать какое-то время вместе со мной. Если они сказали правду, то что им мешало ехать на попутках, зайцем на электричках, да хоть на товарных поездах я, как дитя 90-х, сказать затрудняюсь. При первом серьёзном наборе высоты они выкинут свой транспорт с обрыва и пойдут пешком. Поделился с ними водой и едой, и дав понять, что нам не по пути, уехал вперёд.

Пляж в Адлере Туристы-дальнобойщики

Заехал на "дачу Сталина", и пока вернулся на дорогу, уже стало темнеть,начался дождь. Прогноз был вообще неутешительный, дожди с ливнями на ближайшие 5 дней. Место под палатку найти не получилось, расположился в 10 метрах от ж/д колеи, идущей вдоль береговой линии, под тентом, натянутым на велосипед. Тент от дождя не спас, спальник намок, и утром решил провести следующую дождливую ночь где-нибудь в комфорте. Бронирую комнату в гостевом доме в посёлке Шепси, ехать до него оставалось 107 км. Дорога из Сочи в Туапсе - это, наверное, одна из самых опасных дорог для велосипедистов, где мне приходилось ездить. Хотя сама дорога и обочина, можно сказать, в идеальном состоянии, крутые изнуряющие подъёмы и опасные спуски по мокрому асфальту в сочетании с бешеным трафиком расслабиться не позволяют.Чем-то напомнило дорогу из Ниццы в Геную, но там поток машин гораздо меньше за счёт параллельно идущей автострады. А более спокойной дороги для велосипедиста мне найти не удалось. Так что лучший способ по дороге позалипать на Чёрное море - это сесть в электричку или поезд, жд ветка из Адлера до Туапсе проходит как раз по береговой линии. Проехав половину от намеченного за день, я так и сделал, проехав на Ласточке от Лоо до Шепси.

Дача Сталина Сочи Сочи Дорога из Адлера в Туапсе Вид с балкона гостевого дома в Шепси Туапсе, набережная Дельфины в Туапсе Вокзал в Туапсе

Дальше стал вопрос: куда ехать после Туапсе? Можно в сторону Майкопа, Апшеронска, найти Апшеронскую узкоколейку, попробовать проехать по глухим местам до станции Шпалорез, например, или много других интересных локаций. Но с учётом прогноза затяжных дождей занятие так себе, особенно в горной местности. Некоторые путешественники проезжали "через горы к морю", то есть примерно из Минеральных вод или Пятигорска через Кавказский биосферный заповедник и Красную Поляну. В середине апреля через заповедник было открыто всего 2-3 пешеходных маршрута, если бы и пустили с велосипедом, то наверное, значительную часть пути пришлось бы пройти пешком. Можно ехать дальше вдоль моря до Анапы и Новороссийска, до Керченского пролива и даже в Крым, но я не хочу дразнить себя Крымом в обозримом будущем. Когда-нибудь поеду и в Крым, но не сейчас. Посмотрел погоду во Владикавказе и Ингушетии, ближайшие 2-3 дня солнечно и без дождей, решил поехать туда. Ну и тем более, что Чёрное море увидел, искупался, соточку с лишним вдоль него проехал, для первого раза хватит. А вот поехать снова туда, где уже когда-то был, приятно вдвойне. В гостевом доме просушился и привёл себя в порядок, дождался окончания очередного ливня и выехал в Туапсе. Посмотрел город, набережную, дельфинов, резвящихся на воле, и после 5 вечера поехал на вокзал.Билет до Владикавказа я взял заранее через приложение РЖД, мне оставалось только пройти досмотр и упаковать велосипед.Досмотр на жд станциях Кавказа проходить легче, инспектора к велосипедистам более лояльны, чем в Калининграде, как мне показалось. Не было такого маразма, что заставляли снимать все подсумки и даже бутылки с водой в аппарат. Что-то снял и положил в аппарат, что-то открыл и рассказал, что внутри. При этом в Калининграде на перрон вокзала до сих пор есть способы попасть без досмотра. Прибыл поезд, и тут оказалось, что мой плацкартный вагон нового, "капсульного" типа, с личным пространством и даже маленьким столиком у верхней полки. Классно, но верхние багажные полки слишком узкие и для велосипеда не подходят.Потащился к штабному вагону, оплатил багаж и сдал велик в багажное купе. Удобная услуга во многих российских поездах. В калининградских поездах дальнего следования её нет, из-за прохождения границ и таможни, наверное. В плане пунктуальности РЖД тоже радует. Так, за последние 3-4 года я несколько раз опаздывал в итальянских, польских, украинских поездах, и не припомню опозданий в российских. Единственное, что осложняет жизнь -это досмотры на вокзалах.

Подьезжаю к Туапсе Владикавказ Я удивлён, но это памятник ПушкинуВладикавказ

Во Владикавказ приехал в двенадцатом часу дня. Можно сказать, уютный город. Как по мне, главная его достопримечательность - это огромная стена Кавказского хребта на юге, закрывающая горизонт. Именно это мне понравилось во Владикавказе, когда я впервые попал сюда почти 20 лет назад. В сторону гор я и покатил по Военно-Грузинской дороге.

Военно-грузинская дорога

Километров за десять от грузинской границы начинается очередь из фур, ожидающих своей очереди. Доезжаю до перекрёстка, поворот налево - и через километр-полтора начинается Ингушетия. но на пути какой-то кпп, военные осуществляют пропускной режим. Решил проехать ещё чуть-чуть в сторону Грузии и посмотреть, что из себя представляет ещё один поворот налево. Последняя дорога на Ингушетию оказалась грунтово-каменистым серпантином. Наверху серпантин становился дорогой к посёлку, перекрытой шлагбаумом, а у шлагбаума меня уже ждал человек в штатском. Оказалось, что я уже нахожусь в погранзоне, и мне нужно было отметиться на кпп, мимо которого я проехал. Специальный пропуск делать не нужно, достаточно наличия российского гражданства. Пограничник взял у меня паспортные данные, поинтересовался маршрутом, когда примерно покину пограничную зону, и напоследок посоветовал становиться на ночлег поближе к людям, потому что есть вероятность встретиться с дикими животными. Забегая вперёд скажу, что через пару дней я всё-таки почувствовал реальную угрозу, только не от диких животных, а от собак. Три кавказских овчарки пасли стадо овец, и увидев меня на дороге, бросились догонять, удалось уехать. Проехал посёлок Джейрах и засветло выбрал место для ночлега на берегу горной реки.

Следующий день оказался трудным. Встал с рассветом, раньше шести утра, никуда не спешил и выехал только в девятом часу. Большую часть дня набирал высоту, поднимаясь к вершине Цей-Лоамского перевала. Останавливался передохнуть каждые 100-200 метров, ехал медленно, но на шаг не переходил. На 18 километров подъёма у меня ушло 5 часов. Где-то за пару километров до вершины меня обогнала газель-водовозка, доставщик родниковой воды. Водитель проехал выше, остановился подождать, и когда я доехал до него, стал настойчиво предлагать подбросить меня хотя бы до вершины перевала. Я так же настойчиво несколько раз отказался, объясняя, что мне важно самому подняться на эту высоту. Говорю, лучше я у вас воды куплю, у меня заканчивается. "Зачем покупать?", достал пятилитровую баклажку, а я наполнил флягу и термос. Пожелал мне счастливой дороги и сказал, что оставит мне ещё воды на вершине перевала в беседке. Так и есть, на вершине меня ждала та самая ополовиненная баклажка. Вода - лучший напиток, но чай я тоже заварил.

По пути через перевал можно увидеть множество башен самого разного назначения: оборонительные, сигнальные, дозорные, жилые. Возраст некоторых составляет более тысячи лет, когда-то они образовывали целые города. Пишут, что в этих местах также находится древнейший на территории России христианский храм, построенный ещё в VII веке византийцами, но во время поездки я ещё не знал о его существовании.

После затяжного изнурительного подъёма в горы меня ждал стремительный спуск на равнину, второй кпп, где я отметился на выезде из погранзоны. По пути ещё заехал в бейсджампинг клуб, с целью перекусить в их кафешке. Спросил, есть ли что без мяса.

Обратите внимание: Как кавказские горцы делили наследство и почему жёны и дочери ничего из него не получали.

Девушка с кухни спросила: "у вас Ураза-байрам?" Нет, говорю, просто вегетарианец. Меня просто угостили чаем с конфетами, и ещё пароль от вайфая дали, потому что мтс не ловил, а теле2 в тех краях вообще нет. После кпп опять засветло выбрал место для ночёвки, ездить в горах по темноте- непозволительная глупость, я считаю.

Черемша

С выездом на равнину я стал проезжать через более-менее крупные, густонаселённые сёла, и тут начались интересные вещи. Во-первых, на дорогах Ингушетии и Чечни автомобилисты обгоняли меня с очень большим запасом, часто буквально по встречке, как в какой-нибудь Швеции или Германии, был приятно удивлён. Во-вторых, человек на велосипеде, а особенно велотурист, явление в этих краях крайне редкое. Всех велосипедистов, что я встретил за время поездки по Кавказу, можно пересчитать на пальцах, и это включая детей на стареньких Аистах или ашанбайках во дворе. И как следствие, в-третьих - это повышенное внимание и любопытство со стороны местных. Я сбился со счёта, сколько раз ко мне подходили, подъезжали на машинах, спрашивали, откуда я, куда еду, не нужна ли какая-нибудь помощь. Иногда приглашали на чай, интересовались, не нужен ли ночлег, и всегда желали счастливой дороги. Один раз остановился рейсовый автобус, водитель хотел меня подобрать вместе с велосипедом и подбросить по пути. Ну, чисто кавказское гостеприимство. Взрослые всегда предельно вежливы, дети иногда дерзкие, но в целом безобидны и очень боятся своих родителей.

Трасса "Кавказ"

Выезжаю на трассу "Кавказ". Многие считают, что асфальтовые дороги для велосипедиста малоинтересны, а уж трассы федерального значения - и подавно, а настоящее счастье катальца -это когда начинаются грунты. Хотя грунты я тоже люблю, категорически с этим не согласен. За 3 часа можно доехать туда, куда в иных условиях можно крутить целый день, и не успеть. Мне всегда нравилась оживлённая атмосфера трассы, а если дорога ещё и с широкой обочиной, то ехать комфортнее, чем по простой дороге, и поток машин только добавит скорости. А если куда-то не успеваешь, можно навёрстывать километраж ночью по опустевшей трассе, и это особый кайф. На административной границе Ингушетии и Чечни скопилась пятикилометровая очередь из фур, много польских и чешских. На одной вижу надпись "Suwalki" и думаю: блин, это ж почти Калининградская область! Однако в нынешней реальности Сувалки от Калининграда дальше, чем Грозный. Подьезжаю к посту ДПС, где два бородача выборочно проверяют документы водителей. Один, старлей, в российской полицейской форме, другой - сержант, в камуфляже с непонятными шевронами и с автоматом. При виде меня оба забыли о своём занятии, завели со мной беседу, кто я, куда еду и как докатился до такой жизни. Напоследок пожелали счастливой дороги. "Дай Аллах тебе здоровья". "И вам дай Бог здоровья", на том и разьехались. В Грозном я жильё не бронировал, поэтому ночью туда не еду, становлюсь на ночёвку в Самашкинском лесу.

Ночёвка в Самашкинском лесу

В Грозный въехал на следующий день. Остановился у огромной стелы "Грозный- город воинской славы" на въезде в город, и через какое-то время остановилась машина, и со мной изъявили желание сфотографироваться двое чеченцев, один пожилой, другой, видимо, его сын. В самом городе прежде всего поражает то, что из руин за такой маленький исторический промежуток отстроили современную столицу. Правда, если учитывать то, что здесь происходило совсем недавно по историческим меркам, ощущения будут немного гнетущими. Проехал к центру. Вопреки сформированному сми образу мечети "Сердце Чечни" огромному культовому сооружению, чуть ли не второй Айя-Софией, она оказалась более скромных размеров, просто красивая мечеть. Почти рядом православный храм 1867 года постройки, видимо, восстановленный. Грозный-сити - тут же. Во многих видных местах портреты Путина и Кадыровых. По проспекту Путина еду дальше. У Дома печати один человек спросил, знаю ли я про Warmshowers и не я ли писал ему насчёт ночлега. Сказал, что нет, не пользуюсь этим ресурсом. Он предложил ночлег, если надо, сказал, что он единственный человек в Грозном, который на Warmshowers зарегистрирован. Я поблагодарил и отказался. Правда, через какое-то время пожалел об этом. Во-первых это лишний повод пообщаться с местными, и покатать по Грозному ночью. Во-вторых, вечером начался сильный дождь, и продолжался до 6 утра, а моя палатка сильный дождь уже не выдерживает, даже несмотря на пропитку и тент сверху. вымокла часть спальника, пришлось обсыхать до полудня. Стал задумываться о более серьёзной палатке, или хотя бы бивачном мешке с высокой водостойкостью. Пока выезжал из города, не заметил работающих кафе или каких-то мест, где можно перекусить. Видимо, это связано с месяцем Рамадан, когда у мусульман пост.

Грозненское море

Важно: если соберётесь в Ингушетию или Чечню, нужно соблюдать определённый дресс-код. Никаких маек и тем более шорт, женщинам желательно быть с покрытой головой. Гуглите, что надеть туристу перед поездкой в Чечню, гугл знает. Само собой, приличное поведение только приветствуется, как и везде.

Чеченская степь

После Грозного был выбор, как ехать дальше, в Дагестан или Мин.воды. Каспийское море, Сулакский каньон, Махачкалу и Дербент я оставил до лучших времён, и поехал в Минеральные Воды через Знаменское, Моздок и Прохладный. С Мин.Вод всё-таки проще уехать, и очень хотелось посетить Моздок спустя 18 лет. Передо мной ещё одна возвышенность, потом затяжной спуск с неё. Еду, любуюсь степными пейзажами. Опять притормаживает около меня машина, солидный чёрный Лексус с тонировкой, опять бородатый водитель вежливо интересуется, как дела, куда еду, не нужна ли помощь, и желает счастливого пути. Потом узнал как-то, что тонированные стёкла на автомобилях простым чеченцам иметь не положено, не уверен, правда или нет.

Памятник жертвам теракта у переезда Карьерное озеро Часовня иконы Божией матери Казанская на месте взорванного военного госпиталя

Почти весь следующий день провёл в Моздоке. Искупался в чистейшем озере на месте старого карьера, перекусывал в кафешках осетинскими пирогами. Побывал на месте, где когда-то был Моздокский военный госпиталь. На месте взрыва установили часовню и памятные таблички. Здание через дорогу, где был магазин, стоит заброшенным, а на месте вертолетной площадки построили кирпичный завод. Удивительно, что я не без труда нашёл это место, хотя когда-то мог дойти до госпиталя, что называется, "с закрытыми глазами", настолько теперь здесь всё удручающе запущено. Мимо проезжал человек с двумя детьми на мотоцикле с коляской. Разговорились, пригласил меня чай попить. Оказывается, мотоцикл в Чечне такая же диковинка, как и велосипед, они иногда ездят в Грозный на мотоцикле. Я сидел на веранде в красивом саду, пил чай, поглощал торт, рассказывал свои велосипедные и не очень приключения. Вечером выехал в сторону Прохладного и Минеральных Вод, с наступлением темноты стал на ночёвку между шоссе и железнодорожной веткой, они идут параллельно. Железная дорога из Моздока до Прохладного теперь однопутная вместо двухпутной, пригородного сообщения нет, только товарняки и ночные пассажирские в Москву, Питер, Грозный, Махачкалу.

На следующий день проехал Прохладный, выехал в Ставропольский край, и в посёлке Новопавловск закончил велосипедную часть маршрута. Начинался дождь, по прогнозу были ливни на ближайшие сутки. Ехать под дождём до Мин.вод оставшиеся 76 км и приехать туда глубокой ночью, или ночевать под дождём опять мне не хотелось. Сел как раз на проходящую бесланскую электричку, забронировал в Мин.водах хостел. Хозяин-армянин встретил меня: "Илья-джян, заходи, дарагой! Парковка крытая, ворота на замке, за велосипед можешь не волноваться." Половину следующего дня пробыл там, вторую половину, в перерывах между дождями, покатался по Мин.водам, и поздно вечером загрузился в поезд.

В Москве между поездами у меня целый день, всё это время катаюсь по центру, потом еду на Белорусский вокзал, и сажусь на "Янтарь". Почти через 3 дня после посадки в Минеральных Водах я Калининграде, и через пару часов мне нужно собираться на работу.

Конечно, Кавказ в рекомендациях не нуждается. Так что если вдруг захотите ехать, соблюдайте местные правила приличия, включайте шестое чувство и ничего не бойтесь.

#велотуризм #путешествие на поезде

#ингушетия #северный кавказ #северная осетия-алания #чечня #чеченская республика #грозный #путешествие на велосипеде #путешествие по россии

     

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Кавказ-тур. Апрельское велопутешествие по Северному Кавказу.