Последние марки СССР: 250 лет экспедиции Беринга и Чирикова к Америке

Сегодня хочу рассказать о двух почтовых марках, которые стали одними из последних, выпущенных в Советском Союзе. Эти марки номиналом 30 копеек посвящены важнейшему событию в истории русских географических открытий — второй камчатской экспедиции под руководством Витуса Беринга и Александра Чирикова к берегам Северной Америки.

Технические детали выпуска

Вот основные сведения об этом филателистическом выпуске:

  • Страна: СССР
  • Дата выпуска: 27 июля 1991
  • Зубцовка: 12х11,5
  • Печать: Глубокая
  • Код по каталогу: Михель SU 6221-6221; Ивер и Телье SU 5874-5875; Соловьев 6344-6345
  • Художник: Ю. Левиновский

Сюжет этих марок повторяет первый выпуск, посвященный плаванию Беринга, который вышел еще в 1943 году. На марках изображена гора Святого Ильи на Аляске — место высадки экспедиции, а также карта с маршрутом их плавания.

Корабли экспедиции: замысел и реальность

На марках, хоть и весьма схематично и с неточностями, изображены флагманские пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел». Эти суда были построены в 1740 году в Охотске мастерами Кузьминым и Рогачевым. За основу был взят гамбургский эверс — тип судна, широко распространенный в бурном Немецком (Северном) море. Такие корабли славились хорошей мореходностью, простотой конструкции и маневренностью в тех условиях.

Витус Беринг, известный своей немецкой исполнительностью, блестяще справился с задачей организации экспедиции, но допустил одну стратегическую ошибку. Он выбрал для суровых штормов северной части Тихого океана корабли, чья мореходность оказалась недостаточной для таких масштабных испытаний.

Парусное вооружение было выбрано с расчетом на простоту управления — требовалось минимальное количество блоков и снастей. Беринг взял за образец оснастку небольших торговых судов Северного и Балтийского морей: прямые паруса на фок-мачте и косая бизань. Такая конфигурация позволяла и использовать попутный ветер, и лавировать, при этом управлять парусами могло небольшое число профессиональных матросов. Надо отметить, что на марке парусное вооружение изображено не совсем верно.

Тактико-технические характеристики пакетботов

  • Длина – 24,4 м
  • Ширина – 6,7 м
  • Глубина трюма – 2,9 м
  • Вооружение – 14 пушек
  • Экипаж 75 человек
Модель корабля Беринга “Святой Петр” (http://scale-model.narod.ru/rus/sale/bering.htm)

Интересно, что в честь своих кораблей Беринг назвал бухту, где экспедиция останавливалась на зимовку. Позже на этом месте был основан город, получивший название Петропавловск-Камчатский.

Трагическое плавание «Святого Петра»

4 июня 1741 года «Святой Пётр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под началом Чирикова вышли из Авачинской губы на Камчатке и взяли курс к берегам Америки. В плавание отправились 152 человека: офицеры, матросы и два члена академического отряда.

20 июня, попав в жестокий шторм и густой туман, суда потеряли друг друга из виду. После нескольких дней бесплодных поисков мореплавателям пришлось продолжать путь в одиночку. «Святой Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе величественного хребта Святого Ильи.

6 сентября судно направилось на запад вдоль гряды Алеутских островов. К 4 ноября, когда моряки увидели высокие заснеженные горы, пакетбот был уже практически неуправляем и дрейфовал, «как кусок мёртвого дерева». Моряки надеялись, что это берег Камчатки, но на самом деле это был один из островов архипелага, позже названного Командорскими островами.

Интересное: Одиночный поход по берегам Крыма. "День 12".

Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение суровой зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь.

Оставшихся в живых возглавил старший помощник Беринга, швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла продержаться до лета 1742 года. Весной из остатков разбитого «Святого Петра» начали строить небольшое одномачтовое судно. В августе 46 выживших в страшной тесноте вышли в море, через четыре дня достигли побережья Камчатки, а 26 августа 1742 года вернулись в Петропавловск.

Путь «Святого Павла» под командованием Чирикова

Александр Чириков, после того как корабли разошлись, отказался от поисков мифической земли Делиля и взял курс прямо на восток. 15 июля он увидел землю с высокими лесистыми горами — Америку, на двое суток раньше Беринга. Это произошло у земель тлинкитов, около острова, позже названного островом Чирикова.

Покетбот “Святой Апостол Павел”. Акварель П.П. Куянцева. Корабль изображен на фоне горы Св. Ильи у берегов Америки.

Плавание вдоль американских берегов сопровождалось тяжелейшими лишениями. Команде пришлось строго ограничивать потребление пищи и воды, многие моряки, включая самого Чирикова, тяжело заболели.

Для поиска подходящей бухты была отправлена шлюпка, но удобного места не нашлось. Корабль снялся с якоря и пошел дальше на восток вдоль берега.

8 октября корабль вернулся на Камчатку. Из 68 человек, отправившихся в плавание, вернулось только 49.

25 мая 1742 года, с целью найти корабль Беринга, Чириков снова вышел из Петропавловска с уменьшенной командой. Из офицеров с ним был только Елагин. Однако встречные ветры позволили дойти лишь до острова Атту, после чего пришлось повернуть обратно. На обратном пути Чириков нанес на карту остров Святого Юлиана (где как раз находилась экспедиция Беринга), но «Святой Павел» так и не обнаружил там своих товарищей. 1 июля Чириков вернулся в Петропавловск, а в августе прибыл в Охотск.

Подробнее о второй камчатской экспедиции Беринга и Чирикова можно прочитать в очерке журнала «Наука и жизнь».

И. Пшеничный. В. Беринг и А. Чириков в ПетропавловскеКамчатские экспедиции Беринга и Чирикова. “Атлас географических открытий”, М. “Махаон” 2015

Оригинал статьи опубликован тут: https://sailngstamps.ru/2016/10/250-лет-плавания-беринга-чирикова/

Интересное еще здесь: Путешествия.

250 лет плавания Беринга и Чирикова к берегам Америки (ссср, 1991).