Взгляд со стороны: как иностранцы воспринимают российский транспорт

Стоит ли бояться голода в поезде и что такое настоящий «русский ад» на колесах? Мы собрали самые яркие впечатления жителей других стран о том, как они перемещаются по России.

На самолете

Для многих иностранцев, прибывающих в Россию по воздуху, становится загадкой традиция аплодировать после посадки. Особенно если полет прошел гладко. Ведь пилот вряд ли услышит эти овации!

Пользователь Muzle84, сайт Reddit:
Мне это кажется очень странным. Это все равно что хлопать таксисту за то, что он благополучно доставил меня по адресу. А на дорогах, между прочим, опаснее, чем в воздухе...

Пользователь zincho, сайт Reddit:
Однажды я летел чартером, и рейс задержали на целые сутки. Когда самолет наконец коснулся земли, пассажиры разразились аплодисментами. Но это была не благодарность, а скорее коллективный вздох облегчения: «Наконец-то!».

На поезде

Долгие проводы, бесконечное чаепитие, застилание постельного белья и сон под убаюкивающий ритм колес — если, конечно, храп соседа не нарушит эту идиллию. Если помешает — всегда можно снова взяться за еду или чай. Эти вагонные ритуалы не описать в путеводителях, их можно только прочувствовать в пути. Идеально для этого подходит плацкарт.

Эрик Бьёрн, Германия:
Я плохо сплю и переживал, что делать, если кто-то рядом начнет храпеть. Как оказалось, вопрос был поставлен неверно: храпели не отдельные люди, а практически все вокруг. <...> Их храп слился в единый успокаивающий гул, под который вполне можно было вздремнуть. По крайней мере, так я сказал своей спутнице. Она лишь показала мне, что я сошел с ума, и отвернулась.

Эндрю Диксон, Великобритания:
Я заметил, что, стоило зайти в купе, как накатывает непреодолимая сонливость. Наверное, виной тому гипнотическое покачивание поезда — такая медленная и основательная тряска, похожая на танец увальня. Возможно, дело еще и в том, что в вагоне натоплено, как в бане. Еда, сон, чай, снова сон. Словно возвращаешься в детский сад.

Джулия Манджони, Италия:
Здесь не просто обедают или ужинают — здесь едят практически без перерыва. Еда становится поводом для знакомства с попутчиками, поэтому мне постоянно что-нибудь предлагали, например, копченую рыбу. Однажды утром сосед по плацкарту заявил, что если я не пробовала омуля, то и на Байкале не была. Честно говоря, копченая рыба — не самый желанный завтрак в семь утра, но она оказалась невероятно вкусной.

Рори Смит, Великобритания:
Честно говоря, мой настрой был бы лучше, если бы через пару часов после отправления соседи не достали вареные яйца и соленые огурцы... А я просчитался, не взяв нормальной еды и потратив наличные на вафли. <...> И вот я лежу, и кто-то меня толкает. Попутчица сует мне миску с овощами, колбасой и хлебом, всем видом показывая, что я обязан это съесть. Потом она достала кекс. <...> Я все съел, и это было восхитительно. Поблагодарил женщину и показал, что живот полон. А она вытащила упаковку клубничного печенья. Через Google Переводчик я попытался объяснить, что ей еще ехать, а я сыт. Но она проигнорировала и положила печенье ко мне в сумку.

На электричке

Об этом виде транспорта ходит много слухов, но если нужно добраться до соседнего города, почему бы и нет? Билет не всегда будет дешевым, зато его не нужно бронировать за два месяца!

Ева Хуа, Австрия:
На каждой скамейке сидят по три-четыре человека, и сиденья расположены так тесно, что, неловко двинув рукой, можно задеть соседа напротив. Но надо быть благодарным, что вообще есть место! Поезда набиты битком, многие стоят всю дорогу. Будьте готовы оказаться в тисках между бабушкой, которая, скорее всего, едет на дачу, и подвыпившим мужчиной, который наверняка уснет у вас на плече. И не забывайте получать удовольствие от поездки! Как только состав тронется, по вагонам начнут ходить торговцы — можно купить не только воду и снеки, но и всякие безделушки. <...> Разносчики товаров — лишь часть развлечений. Позже появятся музыканты с гитарами и аккордеонами. <...> Звучит как предупреждение, но на деле это очень весело!

На метро

Оказавшись в метро, особенно в Москве, иностранцы понимают, почему по нему водят экскурсии. В вагонах их удивление только растет: они видят людей с книгами, причем не только электронными, но и бумажными. Однако это далеко не все, что вызывает у них недоумение.

Конан Смит, США:
В вашингтонском метро строгие правила. Например, нельзя провозить животных. В московском же постоянно встречаешь собак и кошек, но и это еще цветочки. Однажды я ехал в одном вагоне с парнем, у которого был хорек! ХОРЕК!

Патрик Селлами, Франция:
Я подметил в метро интересную вещь: бабушки, видя, что я иностранец, сразу направляются ко мне, чтобы я уступил место, хотя на местах для инвалидов и пассажиров с детьми сидят молодые русские парни. Поэтому я предпочитаю стоять.

Эрика Асаи, Япония:
Меня поразило Московское метро: двери вагонов закрываются очень быстро, эскалаторы движутся с невероятной скоростью! Раньше бывало, что поезд внезапно останавливался в туннеле и гас свет — в такие моменты, как говорят русские, сердце уходило в пятки.

Бруно Грайф, Израиль:
Приятным шоком стала тишина. Ты спускаешься под землю, тебя окружают тысячи людей, но вокруг тихо. Конечно, всегда найдется тот, кто нарушит спокойствие, но в целом необычно, что в общественном месте люди могут вести себя так сдержанно. <...> Иногда проносящиеся поезда напоминают мне сцены из фильма «Охотники за привидениями».

На трамвае

Отсутствие пробок — главное преимущество, которое привлекает туристов в российских трамваях. Некоторые даже сожалеют, что этот вид транспорта есть не в каждом городе.

Лили Вийегас-Вайе, Мексика:
Обожаю екатеринбургский трамвай. В Мексике буду по нему сильно скучать. Он не стоит в пробках, иногда бывает почти пустым, люди могут расслабиться в пути. А еще там есть печка, которая греет в холод. В Пуэбле нет трамвая, у нас есть метробус, но это, по сути, автобус.

Автор блога Robert Schwandl's Urban Rail Blog:
Я еле нашел остановку!

Обратите внимание: 5 причин, по которым я решила провести карантин в Грузии, а не в России.

Точнее, остановки были, а табло — нет. Увидел знак трамвая, но он оказался для водителей, а не для пассажиров. Расспросив людей, узнал, что трамвай останавливается там, где над головой висят цифры. Но это же не остановка! Просто определенное место посреди улицы! Конечно, водители там сбавляли скорость, но без помощи я бы никогда не догадался. Зато доехали без пробок.

На маршрутке или автобусе

Многие туристы искренне не понимают разницы между маршрутками и автобусами. Но когда они задают этот вопрос русским и те тоже не могут внятно ответить, они успокаиваются. Водители и там, и там лихачат, а пассажиры «душатся» в салонах.

Моррис Викстрём, Швеция:
Раньше часто ездил на маршрутках, очень удобно. Правда, зимой не так комфортно: на улице мороз, в салоне жара. Среди водителей попадаются лихачи, но на время поездки я забываю о возможной смерти. Наверное, если бы у меня были дети, я бы выбирал что-то безопаснее.

Джон Мюррей, Ирландия:
У нас на остановке люди стоят так, что каждый может крутить обруч, не задев соседа. Нарушать личное пространство не принято. А в Москве люди толкаются, дышат друг другу в лицо.

Гаэль Клемент-Танцерев, Швейцария:
Однажды ждала маршрутку полтора часа, каждые двадцать минут думая: «Уж столько прождала, почему бы не подождать еще немного...» Зимой и летом маршрутки — это разновидность ада: там иногда неприятно пахнет, и ты как рыба в консервной банке.

На автомобиле

Правила дорожного движения существуют, но увидеть машину, несущуюся на красный свет, — обычное дело. И пробки... Хотя некоторые умудряются объехать их даже на двухполосной дороге. Кто сказал, что третья машина не протиснется, — тот просто не пробовал.

Мелани О’Грейди, Канада:
Люди, которые при встрече обнимаются, сев за руль, никогда не уступят дорогу. К тому же в городе полная путаница с указателями. В один двор можно заехать с разных сторон, нет знаков на съездах. В итоге каждый делает что хочет, создавая хаос. Ты не чувствуешь себя в безопасности даже на пешеходном переходе. Я много раз видела, как машины проезжают на красный, ускоряются, не обращая внимания на людей.

Паскаль Дюмон, Канада:
Путешествовать автостопом по России, кстати, невероятно просто. Практически на любой трассе можно поймать машину. Просто подними палец. Останавливаются где угодно, не нужно искать специальных мест. Люди не просят денег. Многие едут на дальние расстояния — такие даже приглашали переночевать, кормили меня. Заправок много — есть где отдохнуть. Немного сложно выехать из города на трассу, но это мелочи. Главная проблема — стиль вождения. Русские редко ездят безопасно. Старые машины, высокая скорость… Нигде не видел столько аварий, сколько в России.

Пользователь Matt Derrick на форуме сайта Squat the Planet:
Я проехал автостопом по России десятки тысяч километров и, как видите, жив. Этот способ передвижения здесь очень развит, легко встретить русских автостопщиков и поучиться у них. <...> Если вы просто пересекаете Россию с востока на запад по основным дорогам, большинство ваших водителей будут дальнобойщиками, а эти ребята очень дружелюбны. Правда, мало кто из них говорит на иностранных языках. А так как расстояния огромные, водителям хочется поговорить. Поэтому нужны хотя бы базовые знания русского. <...> Некоторые могут подумать, что вы готовы заплатить, так что стоит сразу прояснить этот момент. Впрочем, большинство поймет, что вы автостопщик, и вам не придется долго ждать, чтобы проехать еще часть пути.

На велосипеде

Велосипедисты на дорогах должны соблюдать ПДД. Но почему-то это не мешает им проезжать по пешеходным переходам и лихо сворачивать с проезжей части на тротуар. Транспорт, для которого в России, кажется, нет правил! Впрочем, специальных дорожек обычно тоже нет… Добавьте сюда владельцев самокатов, гироскутеров и сегвеев.

Ален Элу, Франция:
Здесь я пересел на самокат. Раньше ездил на велосипеде, но кататься по Невскому проспекту показалось слишком сложным. Вижу, что некоторые умудряются протиснуться на велосипеде и по тротуару, но, мне кажется, на самокате это приличнее.

Пользователь Franz, обсуждение на форуме Warmshowers:
Я пришел к выводу: главная опасность для велосипедиста — автомобилисты. Только смирившись с возможной гибелью, можно насладиться поездкой. Но чтобы путешествовать на велосипеде, придется выучить русский. Хотя бы немного.

Пешком

Одно дело, когда на улице тепло, и совсем другое — когда столбик термометра опускается ниже нуля. Жителям теплых стран кажется странной привычка русских гулять с маленькими детьми в любую погоду. В то время как для туристов из северных стран прогулки по российскому городу — не только способ передвижения, но и вид отдыха.

Франческо Бельведере, Италия:
В Петербурге даже зимой на главных улицах и в центре всегда много людей, не только туристов. Это потрясающе и совсем не похоже на Италию, потому что если там –10 °C, люди просто не выходят из дома. А здесь многие гуляют с детьми, несмотря на снег и ветер. Для меня это был шок.

Ярмо Паавилайнен, Финляндия:
Одно из моих хобби — просто гулять по городу, изучать разные районы и наблюдать, как они меняются. За месяц появляются новые магазины и рестораны. Иногда мы с дочерью садимся в первый попавшийся автобус и едем куда глаза глядят — так мы изучаем город.

Источник: moya-planeta.ru

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Иностранцы о способах передвижения по России.