Наш семейный автомобиль для путешествий и повседневных дел — Citroen SpaceTourer

Когда мы задумались о смене автомобиля, то чётко определили для себя три главных критерия: вместительность, практичность и надёжность. Эти качества не всегда идут рука об руку, но для нашей семьи они были важны именно в таком порядке. Нам нужен был автомобиль, который справится и с ежедневными поездками, и с длительными путешествиями. В первую очередь требовался огромный багажник — те 320 литров, что были у нашего предыдущего Citroen C4, постоянно оказывались забитыми под завязку, и часть вещей неизменно перекочёвывала на задние сиденья.

Выбор модели: почему минивэн?

Мы пересмотрели массу вариантов: от универсалов и коммерческих фургонов с кабиной над двигателем до кроссоверов и компактвэнов. В итоге остановились на полноразмерных минивэнах. Да, это дорогое удовольствие, но альтернативы мы не видели. Сравнивая лидера сегмента — Volkswagen Caravelle — с «французами» (в 2017 году на российский рынок одновременно вышли практически идентичные близнецы Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer), мы поняли, что последние по большинству параметров выигрывают у признанного фаворита. В Европе на той же платформе также продаётся Toyota ProAce Verso, а недавно семейство пополнили Opel Zafira Life и Vauxhall Vivaro Life.

Что представляет собой наш SpaceTourer

Вот основные характеристики нашего автомобиля:
• Дизельный двигатель BlueHDI DW10 FD объёмом 2 литра и мощностью 150 л.с.
• Сажевый фильтр с системой очистки SCR, которая использует впрыск мочевины (AdBlue).
• Шестидиапазонная автоматическая коробка передач Aisin TF-82SC. Ручной режим активируется с помощью подрулевых лепестков.
• Передний привод. Интересно, что на версии с механической коробкой можно установить полный привод от компании Dangel (они как раз занимаются подготовкой автомобилей для «Дакара»). В российской сборке машины с полным приводом стали сходить с конвейера уже с завода.
• Две сдвижные двери с обеих сторон для удобной посадки, а также откидное стекло в пятой двери — очень полезная опция для тесных парковок. Правда, в российской сборке такая возможность не предусмотрена.
• Салон сконфигурирован на 8 мест по схеме 2-3-3. Все сиденья второго и третьего рядов установлены на продольных направляющих. Их можно демонтировать — с этой задачей один человек справляется минут за 5–10. В России также доступна бизнес-версия с компоновкой 2-2-3 и столиком во втором ряду, как в настоящем мультиване. В Европе вариантов ещё больше: 3-3-3, 3-3-0, 2-3-0.
• Трёхзонный климат-контроль — у пассажиров сзади есть своя климатическая установка.
• Современная медиасистема с экраном и поддержкой подключения смартфона.
• Штатный предпусковой подогреватель Webasto с двумя контурами: один греет двигатель и переднюю часть салона, другой — задние ряды.

При заказе мы не стали перегружать машину опциями, выбрав лишь то, что считали действительно необходимым:
— Камера заднего вида и парктроники по периметру, плюс индикатор слепых зон.
— Ксеноновые фары.
— Боковые шторки безопасности для второго и третьего рядов.
— Проекционный дисплей (Head-up display).
Пожалуй, только проекционный дисплей был для нас не строгой необходимостью, а приятным дополнением для комфорта. Цвет выбрали белый — он нам понравился и, что немаловажно, был среди бесплатных вариантов.

В Европе эти модели предлагаются в трёх вариантах длины: XS (4,6 м), M (4,95 м) и XL (5,3 м). В России официально продаются только M и XL, причём с изменённым, по сравнению с европейским, списком доступного оборудования. Французы особо подчёркивают, что высота автомобиля позволяет заезжать на большинство подземных парковок с ограничением в 190 см. Но главное — это потрясающие возможности трансформации салона. Как и в мультиване, здесь есть направляющие, по которым сиденья можно не только двигать вперёд-назад, но и разворачивать второй ряд лицом к третьему. Все сиденья — разрезные (в пропорции 1/3 к 2/3), что позволяет создавать конфигурации от 2 до 8 мест. И всё это делается легко и быстро одним человеком — вес одного кресла около 15 кг.

Не забыли и про багажник. При длине кузова M и всех трёх рядах сидений, его объём по методике VDA составляет 603 литра до полки и 798 литров до потолка. Кто-то скажет, что он слишком вертикальный, но для меня это скорее плюс — я упаковываю вещи в контейнеры, которые отлично ставятся друг на друга. А если снять третий ряд, то получается поистине огромное пространство: 1624 литра до линии окон или 2381 литр до потолка! Но, пожалуй, решающим аргументом в пользу SpaceTourer стала цена — аналогично оснащённая Caravelle обошлась бы нам более чем на 400 тысяч рублей дороже.

Впечатления от вождения

Автомобиль построен на платформе, которую используют и более младшие легковые модели, поэтому при езде нет никакого ощущения, что ты за рулём «грузовика», и это меня очень радует. Единственный нюанс — для обеспечения грузоподъёмности сзади установлены довольно мощные пружины. Интересно, что с грузом машина едет даже комфортнее, она как будто «плывёт» по дороге. Умеренно плохое дорожное покрытие переносится совершенно спокойно. На сильно разбитых дорогах, конечно, приходится сбрасывать скорость до минимума, так как при переваливании через неровности начинает ощутимо раскачивать из стороны в сторону.

Обратите внимание: «Плачу 200 000 в месяц, но ты не должен общаться даже с семьей». Как в эти дни зарабатывают личные помощники.

Но при этом амортизаторы никогда не пробиваются до жёсткого отбоя, что говорит о хорошем запасе хода подвески.

Система AdBlue (мочевина)

AdBlue — это техническое название 32% раствора мочевины в воде, который используется в современных дизельных двигателях. Для тех, кто не в курсе, в двух словах объясню технологию SCR (Selective Catalytic Reduction). Раствор впрыскивается в поток выхлопных газов, где выступает катализатором химической реакции. Сначала AdBlue распадается на аммиак и углекислый газ. Затем аммиак вступает в реакцию с оксидами азота (NOx) в выхлопе, разлагая их на безвредный азот и водяной пар. Окончательную очистку газы проходят в сажевом фильтре. В результате выхлоп соответствует самым строгим экологическим нормам. Если использовать топливо класса Евро-6, то и выхлоп будет соответствовать Евро-6.

Бак для AdBlue в моей машине имеет объём 22 литра, но для удобства контроля я заливаю по 10 литров за раз. К тому же зимой не рекомендуется заполнять бак полностью — раствор замерзает при температуре ниже -15°C. Хотя бак и имеет подогрев, при длительной стоянке расширение льда может создать проблемы.

Расход раствора напрямую зависит от расхода топлива. В моём случае система запрашивает долив примерно каждые 12500 км. То есть на 25000 км уходит около 20 литров мочевины. При стоимости около 600 рублей за 10-литровую канистру (я беру Синтек) — это не так уж и накладно. Индикатор низкого уровня загорается примерно за 2400 км до полного опустошения бака. Затягивать с доливом не стоит — автомобиль с пустым бачком AdBlue просто не заведётся.

Стоимость владения и эксплуатации

Транспортный налог составляет 5100 рублей в год. Полная КАСКО обходится примерно в 50 тысяч рублей, а с франшизой можно уложиться и в 35 тысяч. Первое плановое ТО у официального дилера стоило 8954 рубля. Последнее ТО (на пробеге 60000 км) обошлось в 13827 рублей.

Средний расход топлива я замерял на длинной дистанции в 6000 км за три месяца — получилось 6,7 литра на 100 км. На трассе можно добиться и меньших значений. Например, в сентябре, когда мы ездили с друзьями в Астрахань и почти всю дорогу шли на круиз-контроле, расход составил 6,5 л/100 км. С баком на 69 литров мой рекорд пробега на одной заправке — 1039 км.

В первый год эксплуатации я специально делал несколько замеров на трассе с круиз-контролем по ровному участку:
• При средней скорости 107 км/ч (дистанция 628 км) расход составил 7,7 л/100 км.
• При средней скорости 111 км/ч (163 км) — 7,9 л/100 км.
• При средней скорости 116 км/ч (465 км) — 8,1 л/100 км.
Дорога была одна и та же — М1. Зависимость расхода от скорости очевидна.
Мгновенный расход при движении 130 км/ч (по GPS) по ровной дороге составляет около 9,0 л/100 км.
Все эти замеры — с работающим кондиционером, подключённым автохолодильником и заряжающимися гаджетами. Ехать быстрее 130 км/ч просто не хочется, глядя на то, как «тает» запас хода, да и в России для такой скорости просто нет условий.

В горах и на серпантинах

Именно в горах по-настоящему раскрывается потенциал дизельного двигателя. Он позволяет без лишних переживаний брать любые подъёмы. Лишь на самых крутых участках передние колёса могут начать слегка пробуксовывать, но эта проблема легко решается включением принудительно первой передачи в режиме «М» и аккуратным обращением с педалью газа. К большому радиусу разворота руля я уже привык и не чувствую дискомфорта, хотя до сих пор считаю, что с более коротким рулевым колесом прохождение крутых поворотов (шпилек) было бы более оперативным. На самом деле, автомобиль в поворотах может ехать быстрее — легковая платформа EMP2 и, по сути, легковая подвеска уверенно держат колёса на дороге. Если абстрагироваться от кренов высокого кузова, то понимаешь, что ситуация всегда находится под полным контролем.

На момент написания этого текста пробег составляет около 60000 км. За последний год было проведено 6 отзывных кампаний от производителя. С одной стороны, вскрылись некоторые мелкие недочёты, так сказать, «детские болезни» модели. С другой — сейчас их исправляют достаточно оперативно, и владельцы чувствуют себя спокойнее.

Эксплуатация зимой

Самый частый вопрос, который мне задают: «Как дизель ведёт себя зимой? Легко ли заводится и тепло ли в салоне?». За две прошедшие зимы, несмотря на уличное хранение, не было ни одного случая, чтобы автомобиль не завёлся. Салон греет не столько двигатель (у дизеля высокий КПД, поэтому он греет не очень хорошо), сколько штатный предпусковой подогреватель (Webasto). Он помогает и двигателю выйти на рабочую температуру, и прогреть воздух в салоне. При -20°C на полный прогрев уходит примерно 15 минут с начала движения. С обледенением лобового стекла отлично справляются нити подогрева в зонах покоя «дворников» и вдоль боковых стоек, а также подогреваемые форсунки омывателя.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Автомобиль для автопутешествий всей семьёй и на каждый день Citroen SpaceTourer.