Путь в семьдесят километров по дороге, покрытой льдом и напоминающей бобслейную трассу, привёл нас к одному из самых удивительных мест Южного Урала — гидроэлектростанции «Пороги», также известной как Порожская ГЭС.
Выйти из машины оказалось настоящим испытанием — скользко невероятно. Без специальных шипов мы бы точно оказались в ближайшем кювете.
Перед нами предстала сама ГЭС «Пороги». На этом снимке — её подсобные помещения.
История строительства
Возведение плотины началось в 1908 году. Её главной задачей было обеспечить электроэнергией плавильную печь для производства железа.
Вот как это выглядело в те времена.
Сам плавильный цех располагался совсем рядом.
Уникальность конструкции
Особенность этой плотины в том, что она целиком сложена из камня, добытого в окрестностях.
Кладка представляет собой массивные обработанные каменные блоки и плиты, скреплённые смесью глины и цемента.
Все сооружения комплекса — сама станция, завод и плотина — возведены из местного горного камня. Привозной кирпич использовался минимально, лишь для стыков, дверных и оконных проёмов.
Передовое оборудование
Для строительства плотины было закуплено самое современное по тем временам европейское оборудование. Удивительно, но некоторые из этих механизмов функционируют до сих пор!
Подъёмные механизмы для затворов доставили из английского Бирмингема. Интересно, что механизмы водосброса работали на мускульной силе — это позволяло не расходовать драгоценную электроэнергию станции, которая была жизненно необходима для выплавки железа.
Проектированием всего комплекса занимался профессор Борис Бахметьев. Станцию оснастили двумя гидротурбинами системы «Френсис» швейцарского производства: одна мощностью в 800 лошадиных сил вращала вал генератора для электропечей, а вторая, на 50 лошадиных сил, — динамомашину для освещения завода и посёлка. И всё это — в 1910 году!
На станции до сих пор трудятся механизмы, выпущенные более века назад. Их доставляли сюда на лошадях по лесным и горным тропам: два генератора по 550 КВт 1909 года от немецкой фирмы «Бригель, Хансен и К°», генератор третьей турбины — от швейцарской «Браун, Бовери и К°». Плавка велась во французских дуговых печах «Эру».
Наследие, впечатляющее и сегодня
Даже сейчас, спустя более ста лет с момента постройки, плотина производит грандиозное, почти ошеломляющее впечатление.
Неудивительно, что ЮНЕСКО включило комплекс «Пороги» в Мировой список памятников индустриального наследия.
Продолжая путешествие по Южному Уралу
Раз уж мы оказались на Южном Урале, нельзя было не заехать к одной из его самых известных достопримечательностей — к Большим Притёсам на реке Ай.
По пути, в посёлке Межевой Саткинского района, мы увидели «бутылки великана».
Это старинные печи для обжига известняка и получения негашёной извести.
И вот мы на месте.
Вид поистине грандиозный.
Жаль, что погода начала портиться.
Но вид того стоил! Однозначно, да!
Передать всю эту масштабную красоту камерой планшета было непросто.
А вскоре погода испортилась окончательно.
У нас были планы посетить ещё пару интересных точек, но температура упала ниже нуля, подъезды к бродам начали замерзать, и мы решили по кратчайшему пути отправиться в Челябинск.
Вот такое получилось путешествие. Всем мир! Ставьте лайки, делайте репосты! И не забывайте подписываться на канал «Промышленный турист».
