Как летать с комфортом: самолетные хитрости, о которых знают не все

Путешествуя самолетами регулярно, я накопил немало полезных наблюдений, которые помогают сделать каждый полет гораздо приятнее. Хочу поделиться этими секретами комфорта.

1. Стратегия выбора места

Я всегда бронирую места онлайн, целенаправленно выбирая третий ряд с конца, обычно около 37-го у иллюминатора (точный номер зависит от модели самолета). Почему именно там? Дело в том, что два последних ряда часто резервируются для особых случаев, например, для сопровождаемых лиц, и обычно остаются пустыми. Таким образом, третий с конца — это последний ряд, доступный для обычного бронирования. Не понимаю, почему многие пассажиры стремятся занять места впереди, но в результате мой ряд почти всегда оказывается пустым, и у меня есть возможность прилечь на все три кресла. Кроме того, обслуживание в салоне — раздача еды, напитков, пледов и подушек — часто начинается именно с хвоста. А пледов и подушек, к слову, в самолете обычно не больше, чем на 30% пассажиров. Кто-то скажет, что это место рядом с туалетом. Но, во-первых, между мной и туалетом еще два ряда. Во-вторых, в салоне совершенно не слышно звуков и нет запахов из уборной. В-третьих, это дает мне возможность сходить в туалет в любой момент без очереди.

Если же вдруг окажется, что рядом со мной кто-то есть, то после взлета почти всегда можно беспрепятственно пересесть на те самые пустые ряды в самом конце.

2. Первое впечатление для экипажа

Существует негласная традиция: при входе в самолет бортпроводники невольно отмечают самого приятного и симпатичного пассажира рейса. Этого человека они могут начать опекать чуть больше, а в редких случаях даже предложить перейти в бизнес-класс без доплаты. Поэтому старайтесь при посадке произвести хорошее впечатление: поздоровайтесь, улыбнитесь, пожелайте приятного полета. Если вы знаете родной язык экипажа авиакомпании и скажете пару фраз на нем — это будет большим плюсом. Поверьте, такая мелочь действительно работает.

3. Преимущество хвоста при посадке

Если ваше место находится в задней части салона, знайте, что при посадке в большинстве случаев (примерно 70% рейсов) открывают второй выход, который как раз расположен в хвосте. Это позволяет сойти с самолета практически без задержки, что бывает критически важно при коротких стыковках.

4. Что делать при задержке рейса

Если ваш рейс задерживается, важно знать свои права. При задержке российским перевозчиком, если вы планируете later подавать претензию, обязательно поставьте штамп о задержке на посадочный талон или маршрутную квитанцию. Это можно сделать у стойки информации или сотрудника авиакомпании. В Европе такой штамп обычно требуется только в случае отказа в посадке из-за овербукинга, а при переносе рейса компенсацию выплатят и без него.

Компенсации:
В России при переносе рейса можно рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки (но не более половины стоимости билета) как штраф за просрочку доставки, плюс неустойку 3% по закону «О защите прав потребителей».
В Европе, если вы прибыли в пункт назначения с опозданием более чем на 3 часа по вине авиакомпании (поломка, позднее прибытие самолета), компенсация составит от 250 до 600 евро. Для ее получения нужно заполнить заявление на сайте авиакомпании. Задержка из-за погоды компенсации не подлежит.

Обслуживание при задержке:
При задержке более 2 часов российский перевозчик обязан предоставить бесплатные напитки, более 4 часов — горячее питание. Далее питание выдают каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
Ребенку до 7 лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка.
Размещение в гостинице полагается при задержке от 8 часов днем или от 6 часов ночью, с бесплатным трансфером. В Европе отель предоставляют бесплатно при переносе рейса на следующий день.

Отказ от перелета:
Вы имеете право отказаться от задержанного рейса и вернуть полную стоимость билета, даже по невозвратному тарифу. В Европе — при задержке от 5 часов, в России минимальный срок не установлен. Важно сообщить авиакомпании о своем решении, иначе неявка будет расценена как ваш пропуск рейса, и деньги не вернут.

Альтернативные рейсы и стыковки:
Авиакомпания может предложить перелет другим рейсом, иногда даже другого перевозчика, без доплаты с вашей стороны. Если вы летите по одному билету с пересадкой и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, вас обязаны бесплатно пересадить на следующий стыковочный. Если билеты были куплены отдельно (даже у одной авиакомпании), это считается не стыковкой, а пересадкой, и решать проблему со вторым рейсом придется самостоятельно.

Главное — не ждите, пока вам напомнят о ваших правах. Проявляйте инициативу.

5. Длинная стыковка: стоповер и лейовер

Если у вас длинная стыковка при перелете одной авиакомпанией (когда весь маршрут оформлен одним билетом и багаж следует до конечного пункта), важно понимать разницу.

Стоповер и лейовер: что это и в чем разница

Стоповер (stopover) — это длительная запланированная остановка в промежуточном пункте, обычно от 24 часов и более. Цель — посмотреть город или страну по пути. В Северной Америке стоповером считается остановка более 4 часов, в Центральной — более 6.

Лейовер (layover) — это стыковка длительностью до 23 часов 59 минут. Часто это вынужденная остановка, но иногда тоже позволяет ненадолго выйти в город.

Обратите внимание: Почему государство не выплачивает населению «вертолетные деньги».

Как использовать стоповер:
Если вы оформляете билет со стоповером, заранее (обычно за 48-72 часа) сообщите авиакомпании, что хотите воспользоваться полагающимися бонусами. Условия у всех разные: стоповер может быть бесплатным или платным и включать помощь с визой, проживание, питание или экскурсии. Некоторые авиакомпании (например, Qatar Airways) за небольшую доплату предлагают ночевку в отеле 4-5 звезд при стыковке более 12 часов в своем хабе.

Как использовать лейовер:
Если решили выйти в город, убедитесь, что у вас есть нужная виза. Заранее изучите правила авиакомпании на случай длительной пересадки — вам может полагаться питание, доступ в бизнес-зал, отель или экскурсия. Рекомендую за пару дней до вылета написать в авиакомпанию и получить письменное подтверждение ваших прав. В аэропорту смело обращайтесь на стойку информации вашего перевозчика.

6. Короткая стыковка

При сжатых временных рамках не ищите на указателях слово «транзит» — его часто не бывает. Ищите надпись «Международный трансфер» — это то, что вам нужно. Если на паспортном контроле большая очередь, не стесняйтесь: пройдите вперед, вежливо объясните, что у вас короткая стыковка, и вас пропустят. Таковы общепринятые правила.

7. Вода в полете

Воздух в салоне самолета очень сухой, что может вызвать сухость кожи и губ. Пейте больше воды, не стесняйтесь просить у бортпроводников добавки. При длительной стыковке можно попросить целую бутылку воды — это сэкономит деньги в аэропорту.

8. Душ в аэропорту

Во многих аэропортах есть платные или бесплатные душевые кабины. Имейте в виду, что кроме бумажного полотенца там, как правило, ничего не предоставляют. Если планируете освежиться, захватите свое полотенце.

9. Не спешите на посадку

Не стоит рваться в самолет в первых рядах. В салоне на земле система кондиционирования может работать не в полную силу: летом бывает душно, зимой — прохладно. Комфортная температура устанавливается уже в полете. Лучше спокойно посидите в зале ожидания.

10. Выбор питания заранее

Мало кто знает, но почти у каждой авиакомпании в личном кабинете на сайте есть опция предварительного выбора питания. Детям можно заказать специальное меню (например, с картошкой фри, бисквитом, фруктами). Взрослым тоже доступны разные варианты: диетическое, вегетарианское, фруктовое и другие. Я, например, на стыковочных рейсах часто выбираю фруктовую тарелку.

Надеюсь, эти советы помогут сделать ваши путешествия более комфортными и приятными!

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Как летать с комфортом, самолетные хитрости. Знают не все. .