Удивительная история 120-летнего соперничества двух успешных крестьян из чухломской глубинки, закончившаяся миром и согласием...
Деревни Асташово и Погорелово хорошо знакомы всем, кто неравнодушен к деревянному зодчеству, историческому наследию и переживает за сохранность архитектурных памятников России.
Обе деревни находятся в настоящей глуши, в Чухломских лесах на севере Костромской области. До ближайшего крупного города, Костромы, около трёх часов пути. Но многие из нас знают об этих местах благодаря двум замечательным образцам русского деревянного зодчества, которые до сих пор живут и радуют глаз. Один терем в Асташово построил Мартьян Сазонов, другой в Погорелово — Иван Иванович Поляшов.
Мартьян Сазонов с женой.
Иван Иванович Поляшов по прозвищу Поляш. На снимке почтенный мужчина с седой бородой.
Терем в Асташово
Жители этих мест ещё до революции были государственными, казёнными крестьянами. В отличие от удельных, они имели право заниматься ремёслами где угодно. К обучению детей подходили основательно. Обучив мальчиков в начальной школе грамоте и счёту, их в возрасте 10–12 лет отправляли осваивать профессию. Вероятно, и Мартьяна, и Ивана родители, как и многих других, отправили учиться в столицу, в Санкт-Петербург. Известно, что Поляшов обучался плотницкому делу, и считается, что Сазонов тоже. Происходило это примерно в одно время.
Терем в Погорелово
После обучения особо успешным ученикам мастер вручал в подарок пиджак. Считалось большой честью и шиком вернуться в деревню в новой одежде. Тех же, кто не удостаивался такой награды (что было позором), родные старались встретить в Петербурге и привезти пиджак, чтобы сын вернулся домой как бы уважаемым мастеровым. Несомненно, наши герои вернулись с учёбы в новеньких пиджаках и скрипучих сапогах. Впоследствии, став мастерами, они, как и их родители, с марта по ноябрь уходили на отхожие промыслы. Кто-то, проявив смекалку и умение, становился большим мастером, организовывал свои артели и хорошо зарабатывал. Другие же проматывали всё заработанное, не доезжая до дома. Видимо, Мартьян и Иван были из числа тех, кто добился признания у заказчиков и стал большими мастерами. Оба трудились в столице, строя дома и дачи для состоятельных клиентов. Оба были женаты. Оба оставались на заработках, пока не овдовели: и у Сазонова, и у Поляшова жёны умерли в Петербурге. Оба вернулись в родные края. Сазонов в Асташово чуть раньше, а через несколько лет за ним последовал Поляшов в Погорелово. Между деревнями всего 22 км. Оба приехали богатыми людьми. Сазонов заработал на два доходных дома в столице, а Поляшов по приезде скупил окрестные леса, построил лесопильню и мельницу. Оба, вернувшись вдовцами, долго не засиделись и женились на молодых. Мартьян взял в жёны 22-летнюю девушку, которая была на 29 лет его младше, Иван тоже — на 20 лет моложе. Оба жили мирно и достойно, не обижая своих жён.
Асташово. Фрагменты фасадов
Погорелово. Фрагменты фасадов
Поразительно, правда? Как эти люди жили практически параллельными жизнями. Но это ещё не всё.
Наконец, мы подходим к самому главному. И Мартьян, и Иван по возвращении на родину строят для своих молодых жён дома. А они же великие мастера, сколько дворцов и особняков возвели за свою трудовую жизнь в столице! И каждый, наверное, лелеял мечту когда-нибудь жить в чём-то подобном.
Первым начал Сазонов из Асташова. Насмотревшись в Петербурге на «ропетовские» изыски в отделке домов в русском стиле, на то, как заказчики соревновались друг с другом в причудах, Мартьян развернулся по-столичному. Дом задумал огромным, двухэтажным, с эркерами, башенкой, витражами и прочими диковинками, какие сам создавал бесчисленное множество раз. Похоже, проекта он не делал, всё придумал и осуществил сам. В процессе многое переделывал, передумывал, но всё же упустил важную деталь — в доме-тереме не оказалось туалета. Хотя для господ в столице про такие удобства он, конечно, не забывал. Что сказала ему по этому поводу жена, одному Богу известно. А может, таковы причуды новых деревенских «русских». Так или иначе, специалисты позже пришли к выводу, что архитектора у этого дома не было. Закончил Сазонов терем в 1896 году, параллельно отстроил хозяйственные постройки, высадил сад и парковую аллею, вырыл пруд.
Асташово. Окна. Наличники. Детали
Погорелово. Окна. Наличники. Детали
Обратите внимание: Как выглядели раньше крестьяне в 35-45 лет (сильно ли мы изменились по сравнению с ними).
Поляшов из Погорелова осчастливил свою жену позже, в 1903 году. Дом построил сопоставимого с сазоновским масштаба. Но то ли сам был более практичным, то ли послушал совета немца, строившего ему мельницу на реке, но про туалет не забыл и жену не огорчил. Дом, как и у Сазонова, получился нарядным. Все свои навыки и понятия о красоте Иван изложил на фасаде. К окончанию строительства до него дошли слухи, что у терема Сазонова есть эркеры и башенка. Этого было достаточно, чтобы разобрать часть дома и сделать и эркер, и башенку не хуже асташовских. Дом получился на славу. Также, как и Сазонов, Поляшов высадил деревья и построил различные хозяйственные сооружения.
Можете себе представить, как смотрелись два терема-красавца посреди своих деревень, окружённые простыми крестьянскими избами.
Оба наших героя после переезда занимались общественной деятельностью в уезде, отличились благотворительностью, были уважаемыми людьми. Соперничая друг с другом, оба получили от властей знаки отличия: один был награждён серебряной медалью, другой — золотой.
Мартьян Сазонов умер в 1914 году, не испытав на себе приход большевиков, а вот Поляшову досталось сполна. Его с пятью детьми выгнали из дома. Но комитет бедноты, не справившись с управлением его хозяйством, попросил Ивана Ивановича вернуться. Ему выделили комнату на первом этаже его же дома, остальные помещения заняли советские конторы. Поляшов дожил до 1934 года, а после его смерти семья выехала из дома. Но жизнь в доме продолжилась: в разное время там размещались и детский сад, и лесная контора, и школа.
С приходом советской власти жену Сазонова в Асташово выгнали из дома, но, не придумав, как его использовать, терем просто заколотили досками. В таком виде он простоял до 1942 года, когда здесь открыли новый колхоз и перевели все конторы, магазины, клуб и прочие учреждения.
В таком состоянии оба терема дожили до 1972 года, когда после очередного укрупнения деревень Асташово и Погорелово объявили неперспективными. Жители разъехались, дома стали катастрофически разрушаться. Всё в деревнях сняли с учёта, и оно стало ничьим. Дома оценивались по цене дров.
С этого времени судьбы домов сложились по-разному. Дому Поляшова на первом этапе повезло. На байдарке по реке проплывала чета московских художников — Анатолий Жигалов и его жена Наталья Абалакова. Увидев бесхозный дом-красавец, они выкупили его. И, слава Богу, дом обрёл хозяев. Содержать такую махину стоило больших денег, о полноценной реставрации речи не шло, но поддерживать в каком-то порядке было можно. С тех пор художники приезжали сюда на лето: сначала с детьми, потом одни, а теперь, когда Наталья приболела, Анатолий управляется с домом один.
Асташово. Интерьеры
Погорелово. Интерьеры
А в это время асташовский терем продолжал разрушаться без всякого ухода. Так продолжалось до тех пор, пока мимо дома Сазонова не проезжала чета московских финансистов — Андрей Павличенков и его жена Ольга Головичер. Даже в полуразрушенном состоянии терем смог очаровать их. Далее последовала долгая, замечательная история со счастливым концом, о которой вы можете прочитать в двух моих постах по ссылке в конце статьи. Вкратце, дом Мартьяна Андрей и Ольга полностью отреставрировали, и теперь здесь великолепный отель и музей в одном флаконе.
Теперь дом Сазонова в лице хозяина Андрея Павличенкова и дом Поляшова в лице Анатолия Жигалова — большие друзья. Андрей помогает Анатолию, например, отремонтировал кровлю на доме Поляшова-Жигалова, а Анатолий любезно предоставляет гостям отеля «Лесной терем в Асташово» проводить экскурсии по своему дому.
Вот так 120-летнее противостояние двух прекрасных памятников русского зодчества в глубине Чухломских лесов напомнило нам о двух талантливых русских тружениках, которые упорным трудом сколотили состояние и оставили о себе материальную память. И напрашивается мысль, которую подтверждают местные старожилы: практически в каждой деревне находились люди, которые так же ярко заявляли о своём достатке, только не всем повезло, как нашим теремам. Многим и многим не досталось своего Павличенкова или Жигалова.
Совершенно невозможно удержаться от сравнения двух одинаково значимых объектов русского деревянного зодчества. Оба хороши, тут других мнений быть не может. Оба с историей. Но, на мой взгляд, терема совершенно разные. Конечно, сложно сравнивать отреставрированный с иголочки терем в Асташово, который доставляет практическую радость многим, кто в нём побывал, с его визави в Погорелово, труднодоступным и нелюдимым. Но дом Поляшова во многом мне представляется более совершенным. Если представить его восстановленным, то мы воочию увидим превосходство в интерьерной отделке, значительно более сложную резьбу на фасадах. Хотя могу представить и мнение, что не надо ничего трогать, пусть всё останется как есть. Согласен. Некая хмурость, естественность живого (неокрашенного) фасада придаёт дому живописную привлекательность. Но, во-первых, дом без реставрации долго не протянет, а во-вторых, он был изначально покрашен, и это очевидно. Можно в качестве компромисса оставить часть стены в сегодняшнем виде, думаю, это примирило бы разные стороны.
Ясно одно: придёт время, и с домом Поляшова нужно будет что-то делать. И очень хочется, чтобы у хозяина Лесного терема в Асташово Андрея Павличенкова появилось желание посмотреть на дом Поляшова с практической точки зрения. И хватило сил и возможностей ещё раз показать всем его поклонникам, на что он способен. Я верю, что так оно и будет...
Если вам интересно почитать, как восстанавливали терем в Асташово, то можете это сделать здесь.
И как всё устроено внутри отеля-музея в Асташово, можно увидеть здесь.
Я очень рад, что вы дочитали до конца, значит, вам понравилась статья.
Здоровья вам и интересных путешествий!
Подписывайтесь на мой канал, нажмите на ссылку здесь, чтобы ничего не пропустить и видеть новые публикации чаще в своей ленте. Ну и ставьте лайки, делитесь с друзьями, я буду благодарен.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Как русские крестьяне-соперники в Чухломских лесах удивляли соседей своими домами. Два терема: в Асташово и в Погорелово..
