Мой взгляд на жизнь в Америке стал гораздо более сдержанным и даже пессимистичным после того, как я на собственном опыте столкнулась с последствиями ипотечного кризиса. О его приближении говорили многие, но, как это часто бывает с серьезными потрясениями, он наступил внезапно и застал большинство врасплох.
Исход и предчувствие конца
Последние полгода-год экономического застоя в Штатах совпали с другим примечательным явлением — Вторым Большим Исходом. На сей раз на родину потянулись не евреи, а поляки, украинцы и чехи. Многие из них, выжав максимум из подорожавшей недвижимости и оставив «выдоенные» дома, отправились искать новое счастье в старых, но теперь казавшихся перспективными, родных странах. Среди таких иммигрантов бытовало мнение: «Здесь, в Америке, уже делать нечего».
Корни американских экономических проблем во многом кроются в безудержной жадности местных банков и финансовых институтов. В период с 2002 по 2006 годы они раздавали ипотечные кредиты буквально всем подряд под заманчиво низкие проценты. Плохая кредитная история? Не проблема! Нет постоянной работы? Ерунда! У нас найдутся программы и на такой случай!
За почти восемь лет работы в банковском секторе США мне довелось увидеть ситуацию с разных сторон: и как сотрудник ипотечного брокера, работающего с десятками банков и предлагающего клиентам широчайший выбор программ, и как представитель самого банка, продвигающего продукты своей финансовой структуры сотням таких брокеров. После оформления эти рискованные кредиты переупаковывались и продавались инвесторам по всему миру. А ведь люди скупали по три-четыре дома одновременно, надеясь быстро разбогатеть, не вкладываясь в ремонт, а лишь рассчитывая на вечный рост цен и спроса.
Скажу честно: критерии, по которым наш банк (как и большинство других) оценивал, сможет ли заемщик за 25-30 лет исправно выплачивать кредит, порой повергали меня в шок. Это часто делалось без проверки доходов (так называемые «stated loans»), без подтверждения наличия сбережений для оплаты и даже без первоначального взноса.
Возникал резонный вопрос: если человек не в состоянии платить по кредитной карте минимальные $50-100 в месяц, как он будет три десятилетия вносить платежи по ипотеке, которые в разы больше? А если у него еще и недавнее банкротство из-за тех же карт или, того хуже, уже брошенный год назад дом? Чудеса случаются редко, и, проверяя кредитную историю таких людей, банк должен был бы быть настороже, чтобы не наступить на чужие грабли.
Но американские финансисты, с молчаливого одобрения инвесторов, разработали специальные программы для «сабпрайм»-заемщиков — людей с испорченной кредитной историей. Это и привело страну к логичному финалу: полному или частичному краху почти 240 банков национального уровня за исторически короткий срок — всего 12 месяцев.
За этими сухими цифрами — судьбы сотен тысяч людей, оставшихся без работы, и около триллиона долларов потерь для инвесторов. Например, 15 января Citigroup, крупнейший американский банк по активам, объявил шокирующие квартальные результаты: чистый убыток почти в 10 миллиардов долларов. Причина — рекордное списание активов на 18 миллиардов.
Обратите внимание: Удивительно, но, похоже, за всю историю есть только один случай гибели человека от падения метеорита.
И это было только начало.К сожалению, американский кризис неизбежно ударит по мировой экономике, так что злорадствовать, что у соседа беда, и искать себе новое стойло — не лучшая стратегия. Он уже спровоцировал падение основных мировых фондовых индексов, рекордный рост цен на сырье и обвал курса доллара. На обвал котировок в США и Европе отреагировали и азиатские биржи. Например, гонконгский Hang Seng рухнул сразу на 5,37% — как утверждает Bloomberg, такого не было с 11 сентября 2001 года.
Поиск виновных и реальные причины
В Америке активно ищут виноватых в сложившейся ситуации. При этом советы директоров крупнейших банков, увольняя топ-менеджеров за то, что те вовремя не распознали трагичность ситуации, выплачивают им баснословные отступные в десятки миллионов долларов!
Но, по сути, ответственность лежит на всех: на людях, которые переоценили свои силы и брали кредиты на несколько домов, не думая о реальных возможностях выплат; на банках, которые безответственно раздавали деньги почти что бездомным — без работы и сбережений, гонясь за сиюминутной прибылью в период бума; на государстве, которое пошло у них на поводу, снижая ставки и безудержно печатая доллары.
Наступающая рецессия и ее последствия
А теперь экономику США ждет рецессия. Ее предвестником стали проблемы в строительном секторе. Только в Чикаго за последний квартал количество заявок и разрешений на строительство упало более чем вдвое, а банкротства малых и средних строительных компаний продолжают множиться. Кроме того, бюджеты сотен американских городов недополучили миллионы долларов от сборов с продаж недвижимости (так называемых «стемпс»), что пробило огромные дыры в муниципальных финансах. Буквально на днях город Вальехо с населением 120 тысяч человек объявил себя банкротом. Его власти признали, что к концу июня не смогут выплатить зарплату муниципальным служащим.
Спад цен и спроса на недвижимость — это не только миллиардные потери для банков. Это крах бизнеса для множества профессий, связанных с этим сектором: оценщиков, домашних инспекторов, чьи услуги были востребованы при сделках, юристов по недвижимости, риелторов, строителей. Четыре года бешеного роста цен, либерального кредитования и программ с нулевым взносом привели к тому, что люди попросту забыли: владеть домом — это привилегия. Когда разница между долгом и стоимостью дома (equity) исчезла и цены поползли вниз, люди стали массово бросать жилье, чувствуя себя обманутыми вкладчиками и ожидая помощи от государства. Но за всю историю Америки рынок недвижимости всегда был долгосрочной инвестицией, которая окупается не за месяц или год (как во время спекуляций 2002-2006), а в течение длительного времени.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: 12 месяцев падения. Сколько еще лететь?.
