Всю зиму и весну 2019 года мы с нетерпением ждали возможности отправиться в отпуск. Зима выдалась по-настоящему суровой: жизнь за городом, постоянная заготовка дров, печное отопление и морозы, доходившие до -45 градусов. Но об этих испытаниях я расскажу как-нибудь в другой раз.
Изначально мы планировали поездку во Вьетнам или Таиланд — тёплые страны с красивой природой. Однако, обсудив детали, поняли, что такой отдых выйдет довольно дорогим и, что важнее, не даст того ощущения настоящего приключения. У моего спутника Сергея уже был солидный опыт автомобильных путешествий, который он приобрёл, путешествуя с родителями. Именно он предложил альтернативу — отправиться за границу на машине. И этой заграницей стала Монголия! Предложение было принято единогласно.
Мы живём в Иркутске, поэтому до ближайшего монгольского пограничного пункта нам предстояло преодолеть всего около 300 километров.
Мы разработали довольно сложный маршрут: Иркутск — Монды — Ханх — Хатгал — Эрденет — Дархан — Улан-Батор — Кяхта — и снова Иркутск.
Самым опасным участком пути должна была стать дорога от Ханха до Хатгала, идущая вдоль берега озера Хубсугул. Дороги в привычном, цивилизованном понимании там просто нет — нет асфальта. Но местные жители уверенно передвигаются по этим направлениям на своих «буханках» и ЗИЛах. Мы заранее изучили множество отзывов и посмотрели немало видео, где люди пытались проехать этим путём.
Нас ожидали броды через реки, горные скалистые тропы, песчаные участки и, возможно, грязь. Мы решили дождаться сухой погоды. План был таким: доехать до Ханха, узнать у местных, давно ли были дожди, и если давно, то попытаться прорваться до Хатгала.
Старт: 16 сентября 2019 года
Вот несколько фотографий с дороги до монгольской границы.
Поскольку наш маршрут был кольцевым, и покидать Монголию мы планировали через другой пограничный пункт, нам потребовалась специальная справка. Мы прочитали на «Дроме», что такой документ подтверждает легальность нашего въезда в страну через определённый пункт и должен быть сдан при выезде. Получить его было целым приключением: пограничный пункт закрывался через полчаса, монгольские пограничники были подозрительно веселы и общительны, но только на монгольском языке. Как выяснилось позже, в тот день в Монголии праздновали День пограничника. Единственный взрослый мужчина, говоривший по-русски, помог нам оформить все бумаги и всё объяснил. Огромное ему спасибо!
Первые шаги в Монголии
Первым делом мы обменяли рубли на тугрики. Курс на тот момент был очень выгодным: 1 рубль равнялся 40 тугрикам.
Мы узнали, что дождей не было уже целую неделю и дуют сильные ветра, а значит, дорога должна быть сухой. У нас появился шанс проехать. У нас был запасной план: если станет понятно, что дальше двигаться невозможно, мы вернёмся через Монды и поедем в Кяхту, чтобы всё же попасть в столицу.
Мы заселились на туристическую базу в традиционную юрту, чтобы приготовить мясо и как следует выспаться перед трудной дорогой.
К слову о мясе: килограмм говядины или баранины здесь стоил всего около 170 рублей. Правда, ввозить его обратно в Россию, к сожалению, нельзя.
Начало пути: прохлада и новые впечатления
В сентябре в Монголии уже довольно прохладно. Несмотря на яркое солнце, температура воздуха была всего около +3 градусов.
Мы купили местную сим-карту примерно за 500 рублей, надеясь, что в отдалённых районах связь будет лучше, чем у российского оператора. Как оказалось, можно было и не тратиться. Теле2 ловил сигнал вполне неплохо там, где он вообще был. Забегая вперёд, скажу, что вдоль озера Хубсугул связи практически не было.
Дорога вдоль озера Хубсугул: испытание началось
Google Карты показывали, что между Ханхом и Хатгалом существует паромная переправа. Но это было не так. Нам предстояло проехать все 168 километров по берегу озера.
Навигатор оптимистично обещал, что путь займёт около 3,5 часов. Реальность оказалась иной. Мы преодолевали этот маршрут два дня. В общей сложности чистое время в пути составило примерно 15 часов, не считая остановок и привалов. 15 часов езды по пыли, грязи, бродам и камням, но с невероятно красивыми видами вокруг.
Мы ехали, любуясь пейзажами, считая сусликов, которых здесь было раз в двадцать больше, чем на дорогах около Байкала.
Монголия — страна бескрайних степей... и степных дорог. Их здесь сотни, и не всегда понятно, какая из них ведёт куда нужно. Мы ориентировались по заранее скачанным офлайн-картам Google и по степени накатанности колеи: самая проторённая дорога, скорее всего, была нужной нам.
Мы не рисковали и перед каждым бродом я, обутая в резиновые сапоги, проверяла глубину и дно своими ногами. Самый глубокий брод оказался для нашей машины чуть выше середины колеса.
Первый по-настоящему напряжённый участок встретился нам на подъёме в гору: дорога была усеяна торчащими камнями, местами довольно крупными, с ямами и колеями. Было видно, что во время дождей этот склон сильно размывает. Хорошо, что стояла сухая погода.
По пути мы встретили обо — священное место поклонения духам. Такие места принято обходить три раза по часовой стрелке, завязывая ленточку или оставляя угощение. Мы, чтобы уж наверняка заручиться поддержкой духов, объехали его на машине — и для нас, и для нашего «железного коня». Думаю, это было не зря!
Дальше нас ждало множество бродов. А ещё — одна лесовозная дорога, которая едва не заставила нас развернуться. Жалею, что не сфотографировал её. Проехать напрямую было невозможно, пришлось искать объезд по лесу. Нам помогал монгольский дедушка на мотоцикле, с которым мы вместе преодолевали водные преграды.
Стемнело. Мы ехали по степи и вдруг услышали странный звук. Открыли окно... Оказалось, что трава под колёсами хлюпает от воды! Мы дали полный газ и выбрались оттуда, найдя наконец основную дорогу. Вообще, когда едешь по такой местности впервые, ориентироваться в темноте невероятно сложно.
За первый день мы преодолели всего 100 километров, но на это ушло целых 10 часов. Мы съехали с дороги и легли спать. Темнота была такой абсолютной, что с открытыми глазами не было видно даже собственной руки.
Продолжение следует :)
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Как мы в Монголию поехали. Часть1..
