В последнее время в новостях все чаще мелькает информация о том, что РЖД закупает новые составы. Меня, как человека, интересующегося этой темой, задело обилие неточных данных и откровенных мифов о «вагонах будущего», которые кочуют по интернету, в том числе и в блогах на «Яндекс Дзене». Часто суть проблемы и реальные планы компании искажаются до неузнаваемости.
Новые двухэтажные вагоны на территории Тверского вагоностроительного завода. Фото: Кирилл Балберов.
Поэтому я решил разобраться сам и потратил пару вечеров, чтобы собрать воедино всю доступную и проверенную информацию. Хочу поделиться с вами четкой картиной: каким парком вагонов сегодня располагает Федеральная пассажирская компания (ФПК) и какие серьезные изменения ждут нас в ближайшем будущем. Пара минут чтения — и вы будете в курсе всех ключевых трендов.
Современный парк: биотуалеты, кондиционеры и розетки
Начну с обнадеживающих цифр. По результатам 2018 года случился важный перелом: больше половины всего парка ФПК наконец-то оснащено современными биотуалетами и системами кондиционирования. Это значит, что шансы отправиться в путешествие в комфортных условиях, без духоты и с доступом в туалет в любое время, значительно возросли.
Если говорить конкретнее, то доля вагонов с биотуалетами достигла 59,6%, а с кондиционерами — 73,8%. Что касается розеток, то ими оборудована ровно половина всех вагонов. Эти данные взяты из официального годового отчета компании.
Состояние парка: купе против плацкарта
В 2018 году компания активно обновляла состав парка: было списано 2151 старый вагон и закуплено 724 новых.
Любопытная деталь: на сегодняшний день самый «молодой» и современный парк среди классических одноэтажных спальных вагонов — это именно плацкартные. Их средний возраст составляет около 15 лет. Для сравнения: средний возраст вагонов купе — 19 лет, а СВ — 17 лет.
Эта тенденция подтверждается и закупками прошлого года: из 724 новых вагонов целых 637 были плацкартными, и лишь 78 — купейными. Так что сейчас, покупая билет в купе, стоит быть готовым к тому, что вероятность попасть в более старый вагон выше, чем если выбрать плацкарт.
Отдельно стоит упомянуть двухэтажные составы: в парке ФПК их 362, и подавляющее большинство — это вагоны купе. Всего же в распоряжении компании почти 18 тысяч пассажирских вагонов.
Скриншот годового отчета ФПК за 2018 год.
Планы на будущее: масштабное обновление
Чтобы понять вектор развития, заглянем в официальные документы. Вот выдержка из решения совета директоров ФПК от 1 февраля 2019 года, где расписан календарный план закупок на годы вперед:
- Одноэтажные вагоны существующего модельного ряда – 315 ед. в 2019 г.
- Двухэтажные вагоны существующего модельного ряда – 161 ед. в 2019 г., 36 ед. в 2020 г.
- Вагоны «2019» (одноэтажный двухвагонный сцеп) – 48 ед. в 2019 г., 442 ед. в 2020 г., 471 ед. в 2021 г., 448 ед. в 2022 г., 339 ед. в 2023 г., 337 ед. в 2024 г., 212 ед. в 2025 г.
- Вагоны «2020» (двухэтажный двухвагонный сцеп) – 132 ед. в 2020 г., 130 ед. в 2021 г., 140 ед. в 2022 г.
- Одноэтажные вагоны «2023» – 43 ед. в 2023 г., 67 ед. в 2024 г., 57 ед. в 2025 г.
- Двухэтажные вагоны «2023» – 157 ед. в 2023 г., 91 ед. в 2024 г., 104 ед. в 2025 году.
В сумме планируется приобрести 3 731 вагон, из которых 2 645 — это твердый заказ, а 1 086 — опционный (на усмотрение компании). Теперь давайте разберемся, что же скрывается за этими сухими цифрами и обозначениями.
Прощание с классикой: старые модельные ряды
Одноэтажные вагоны существующего модельного ряда. 2019 год станет последним, когда будут закупаться привычные всем одинарные одноэтажные вагоны — те самые купе на 36 мест и плацкарты на 54 места. Их производство сворачивается, уступая место новым технологиям.
Вагоны старого модельного ряда на Тверском вагоностроительном заводе. Фото: Кирилл Балберов.
Двухэтажные вагоны существующего модельного ряда. Аналогичная ситуация: последние такие вагоны для РЖД сойдут с конвейера Тверского вагоностроительного завода в 2020 году. Эпоха первых двухэтажек подходит к концу.
Двухэтажный вагон на Тверском вагоностроительном заводе. Фото: Кирилл Балберов.
Новое поколение: вагоны-2019
Это одноэтажные двухвагонные сцепы, о которых я уже не раз писал. Их ключевое отличие — так называемые «малолюдные технологии». Проще говоря, на два вагона теперь будет приходиться всего один проводник.
Купейная модификация уже была представлена публике. В ней появилось много новшеств: сейфы в каждом купе, складные столики, индивидуальная регулировка температуры. В каждом вагоне будет душ, а в одном из вагонов вместо купе проводника разместят зону с холодильником и микроволновкой. Посадка пассажиров в оба вагона будет осуществляться через один общий тамбур.
Фото: Трансмашхолдинг.
Фото: Трансмашхолдинг.
Фото: Трансмашхолдинг.
Фото: Кирилл Балберов.
С плацкартной версией вагона-2019 пока не все ясно. Судя по фотографиям, которые недавно появились в сети, в отсеках планируют установить специальные шкафы-колонны, убрать третьи полки и сделать более вместительные рундуки. Однако окончательный дизайн еще не утвержден. Первые плацкарты на этой платформе должны появиться уже в этом году, но их внутреннее устройство может оказаться более традиционным, а нововведения появятся в более поздних модификациях.
На горизонте: вагоны-2020
Информации о двухэтажных двухвагонных сцепах модельного ряда 2020 года пока не так много. Известно, что это будут высокотехнологичные составы, также рассчитанные на обслуживание одним проводником на два вагона (то есть более чем на сотню пассажиров).
Одно из главных улучшений — увеличенный габарит. Это решит главную проблему нынешних двухэтажек: пассажирам на верхней полке второго этажа станет значительно просторнее. Сейчас условия там довольно стесненные.
Двухэтажный вагон, второй этаж, верхняя полка. Фото: Кирилл Балберов.
Кроме того, в вагонах-2020 обещают установить современную тележку с пневмоподвеской для плавности хода, улучшить звукоизоляцию, внедрить покупейную регулировку температуры и систему связи с проводником. Как и в вагонах-2019, здесь будут душевые кабины в каждом вагоне и индивидуальные сейфы.
Пока что публиковались лишь предварительные рендеры. Этот — из годового отчета ФПК.
А эти изображения ранее публиковало РИА Новости. Стоит отметить, что они несколько различаются между собой.
Что касается вагонов поколения «2023», то говорить о них конкретно пока преждевременно — это пока лишь планы на отдаленное будущее.
Особый проект: модернизированный плацкарт
Отдельная история — это модернизированные плацкартные вагоны, которые с 2018 года производит завод «Вагонреммаш» на базе старых, но еще крепких вагонов.
Их главная фишка — переосмысление концепции плацкарта с акцентом на личное пространство. За счет новых перегородок и индивидуальных шторок каждый пассажир получает свой укромный уголок. Дизайн интерьера полностью новый и очень необычный. Для пассажиров верхних полок появились дополнительные откидные столики.
Фото: Дмитрий Назаров.
Фото: Кирилл Балберов.
Фото: Кирилл Балберов.
Фото: Кирилл Балберов.
На этом, пожалуй, все, что можно сказать наверняка. Надеюсь, мне удалось внести ясность и разложить по полочкам текущую ситуацию с парком вагонов РЖД и те масштабные изменения, которые нас всех ждут в ближайшие годы.
