Гуляй-город: забытое русское тактическое оружие против степной конницы

Снова приветствую всех. Сегодня мы снова отправимся в путешествие в глубину веков. Я понимаю, что современные технологии — самолёты-невидимки и гиперзвуковые ракеты — сейчас будоражат умы не только российских блогеров, но и зарубежные спецслужбы.

Именно поэтому я не стану рассказывать о новейших российских танках, чтобы ненароком не раскрыть какой-нибудь государственный секрет. Конечно, это шутка, если не учитывать, что войну в Карабахе выиграли не советские танки и не турецкие дроны, а простой солдат, получивший приказ — победить или умереть.

На сей раз победа досталась азербайджанскому солдату, но это не принципиально, ведь мужество — не исключительная черта русских. В истории тех же горделивых поляков было не меньше побед, чем у наших предков.

Поэтому я хочу поговорить прежде всего о настоящих воинах. Не просто о мужчинах, а о тех, кто сходился в ближнем бою и доказывал своими победами, у кого крепче дух и кто достоин оставить после себя сильное потомство.

Что же такое гуляй-город?

Сегодня речь пойдёт о так называемом гуляй-городе. Из-за ошибок некомпетентных режиссёров и поверхностных историков в интернете почти невозможно найти достоверную информацию о том, чем он был на самом деле.

Вот это — укреплённый стационарный лагерь на открытой местности. Он служил защитой от стрел и натиска конницы, но был статичен.

А вот так, примерно, выглядел настоящий гуляй-город — мобильное полевое укрепление, способное перемещаться по полю боя и, подобно современному танку, решать тактические задачи.

Почему я в этом разбираюсь?

Вы, конечно, спросите, откуда мне это известно и какая, в сущности, разница, как нашим предкам удалось разбить крымского хана Девлет-Гирея? Отвечу: мне пришлось погрузиться в тему, когда я начал писать роман о настоящих воинах.

Пусть эти воины были немцами, поляками и шведами, и даже воевали против русских. Но они тоже были мужчинами, умевшими сражаться врукопашную и идти на верную смерть в безнадёжных атаках.

По сути, история свелась к конфликту племянника, считавшего себя поляком, со своим русским дядей. Чтобы доказать, кто из них настоящий мужчина, они договорились не использовать в битве «подлое» огнестрельное оружие.

Так и вышло, что русские казаки и офицеры в гимнастёрках рубились и ходили в штыковые атаки против закованных в латы немецких рыцарей. А над полем боя, словно современные дроны, кружили взгляды скучающей публики и хронических «подкаблучников», наблюдавших за кровавым зрелищем с экранов телевизоров или из спортивных баров.

Взгляд со стороны

Почему я выбрал описание событий от лица поляка, принца Мария, а не русских? Это обычный литературный приём — взглянуть на победы и поражения русских войск как бы со стороны. При этом роман был наполнен юмором и напоминал ролевую игру, ведь по разные стороны фронта оказались не только бывшие друзья, но и близкие родственники.

Но мало просто описать, как рубятся друг с другом «большие мальчики». Мне пришлось глубоко изучить способы построения и тактические приёмы древних армий. Я детально разобрал множество исторических сражений, которые знающий русскую историю принц Марий пытался обратить против войск своих родственников. А те, как истинные русские, стремились не просто повторить, но и превзойти подвиги предков, победивших на Неве, на льду Чудского озера и на Куликовом поле.

Что будет дальше?

Но об этом мы поговорим в другой раз. Материал получается очень объёмным, его корни уходят во времена Александра Македонского. Он требует подробного описания и анализа, которые не уместить в рамки одной статьи. Также я планирую завершить эту серию публикаций отрывком из романа «Солдатский венок из полевых трав», где принцу Марию придётся обратиться к своим европейским друзьям и русским родственникам, чтобы найти противоядие против римской когорты и татарских конных лучников.

Продолжение следует...