Часть 1. Дорога СПб-Керчь
Этот рассказ — для тех, кто планирует отправиться в Крым на своей машине. Надеюсь, мой опыт окажется полезным.
Признаюсь, я обожаю автомобильные путешествия. Меня завораживает сама атмосфера дороги: бескрайние леса, сменяющиеся полями, серая лента асфальта, уходящая за горизонт. Это своеобразная русская рулетка: придорожные кафе, где никогда не знаешь, будет ли там нормальный туалет, или его поиски растянутся на несколько часов. А ещё эти внезапные сотрудники ГИБДД, выскакивающие из кустов с криком «А вот и я!» — без этого наш автопробег был бы неполным.
К выбору автомобиля для дальних поездок я всегда подхожу с особым трепетом и ответственностью!
В моей практике были самые разные экземпляры: от «Москвича-412» до слегка подгнившей «Нексии», «Иж-Оды», «Волги» с американским мотором, «Ланоса» с вечно гудящими подшипниками и так далее.
На этот раз, вопреки всем советам знакомых, я всё-таки купил китайский автомобиль. И знаете, почему? Я наконец-то получил в одном флаконе комфорт «Волги», удобные дермантиновые сиденья от «Москвича» и проходимость на уровне «Иж-Оды». Получилось, что инженеры смогли собрать воедино всё то, что я так ценю в машинах!
Саму поездку в Крым я задумал ещё в 2012 году. Но в 2013-м не сложилось, а потом маршрут через Украину стал не самым быстрым и безопасным вариантом.
Как это часто бывает: откладываешь что-то на полгода, а оглянуться не успеешь — прошло восемь лет. Сидишь и думаешь: «А что же мне мешало раньше?». И это касается не только путешествий, но и жизни в целом.
Старт был намечен на 7 ноября. Во-первых, в честь годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, а во-вторых, так совпал отпуск у моей супруги.
Само собой, 6 ноября я носился как угорелый, закупая всё необходимое в дорогу. Кроме того, за неделю до этого, чтобы испытать недавно установленное ГБО и забрать кое-какие вещи, я съездил в Сортавалу (мы, карелы, напоминаем: «Сортавала» не склоняется!). В Сортавале хорошо. Плохо только, если ты — мамкин джипер и решил на тяжёлом внедорожнике без блокировок, но на лысой, как причёска Ефремова, летней резине поехать по размокшим полям за водой. Так я благополучно «убил» сцепление, кеды и несколько часов свободного времени — своего и друзей.
Наша держава сейчас активно старается походить на Европу, в том числе и платными дорогами. Пока в сервисе меняли сцепление, я сбегал и купил новый транспондер от «Автодора». Сама по себе эта пластиковая штуковина стоит 1250 рублей. Можно доплатить 300 и получить стильный чёрный транспондер или даже с красивой наклейкой. Но я взял самый простой и дешёвый. И ещё 5000 рублей, скрипя сердцем, положил на счёт.
О самих дорогах расскажу чуть позже.
Короче говоря, долгих сборов не получилось, и стартовали мы 7-го числа аж в 10 утра! Сразу скажу: так делать не стоит. Выезжать нужно было часа на три раньше, как мы изначально и планировали. Пока погрузили вещи, пока не смогли заправиться газом на одной колонке, пока искали другую… На ЗСД оказались только в 11. Ну а дальше — сразу на новую трассу М-11.
М-11 — дорога хорошая, но немного скучноватая. Раньше я ездил в Москву только по М-10. Там интереснее: постоянно попадаются населённые пункты, камеры, а потом ещё и реверсивная полоса, на которой то ты, то встречные машины несутся навстречу друг другу. Люди не всегда успевают разъехаться, и так далее. В общем, расслабляться некогда — постоянно на адреналине. Да и светофоры периодически встречаются. На одном из таких в мою «Нексию» как-то врезался автобус с немецкими туристами, но это уже другая история.
В итоге М-11 — это две полосы в одну сторону и две — в другую. И дорога прямая, как стрела. «Автодор» даже установил здесь ограничение в 130 км/ч. Само собой, многие разгоняются до 150. Я бы тоже не отказался, но у меня на крыше — советская автопалатка АП-1 (квадрат 110х110 см и весом 35 кг), прикрученная к рейлингам с помощью самодельного багажника. И не подумайте, за багажник я не переживаю — там всё на сварке и высокопрочных болтах. Просто рейлинги проектировал в Китае китаец, а прикручивал их к крыше в Черкесске узбек. И кто знает, что там было «рационализировано»…
Говорят, раньше на М-11 было мало заправок, но сейчас вроде бы понастроили. Однако я еду на газу — а таких заправок пока нет. Через определённые промежутки есть зоны отдыха, но там только асфальтовая площадка и беседка. То есть нормально отдохнуть можно, только если у вас с собой есть «литр на троих» и мангал с шашлыком. А я за рулём, и ехать ещё далеко.
Вот на М-10 едешь, устал — и, скажем, где-нибудь в Крестцах покупаешь вкусных пирожков и запиваешь всё это чаем из самовара! Кто ездил — не даст соврать: вся обочина усеяна бабушками с самоварами. Выбирай любую! А нынче что? Бабушки остались на обочине, а весь трафик ушёл на соседнюю скоростную магистраль! Хоть бы сделали съезд или социальный автобус, который подвозил бы бабушек с их пирожками! Подозреваю, что экономика одних только Крестцов если не рухнула из-за новой трассы окончательно, то точно сильно пострадала! Это мы ещё не говорим о «распутных валдайских девках», о которых писал ещё Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву». Девок тоже на М-11 никто не завозит.
Быстро доезжаем до конца первого платного участка. Дальше М-11 сливается со старой трассой в обход Твери. Там я заправил машину, перекусил бутербродами из дома и поехал дальше. А дальше — интереснее. Обход Зеленограда и Солнечногорска принадлежит «Автодору». Но на 58-м километре трассы начинается другой платный участок М-11, который строили уже другие инвесторы. И чтобы объехать Химки и попасть на МКАД, за последние 43 км пути вы заплатите столько же, сколько за предыдущие 620… Ясное дело, я так не поступил и поехал толкаться в пробках по «Ленинградке». Плавно перетёк на МКАД. Там тоже все куда-то стоят. Видимо, в период пандемии все дружно решили за покупками в один из многочисленных торговых центров вокруг МКАД… И теперь все стоят и думают, где шопинг выгоднее.
Что ж, друзья, объезд Москвы по времени и затраченным силам — это примерно треть всего пути. А по расстоянию — всего одна десятая… На заправке уже на М-4 я понял, что планировать ночлег в Воронеже, выезжая из Питера в 10 утра, было не самым разумным решением. 500 км после столицы в принципе ничем не примечательны. Хоть трасса и платная, но отбойники есть не везде, ровно как и освещение. Да и машин много. В Воронеже мы оказались только в 2 часа ночи. Сразу заселились в мини-гостиницу ССК. Утром выяснилось, что ССК — это «Стрелково-спортивный клуб». Позавтракали в «Макдональдсе», немного поблуждали по Воронежу — и снова на трассу.
Участок Воронеж — Ростов — один из самых странных. Когда проектировали эту трассу, инженеры, видимо, периодически выходили покурить и не возвращались. Дорисовывали уже какие-нибудь студенты политехникума, не иначе. Кучами трасса платная, кусками — бесплатная. То она прямая, то извилистая. И везде ремонты.
Я, как человек подготовленный, заранее начитался всяких страшилок про ростовских гаишников. Мол, они всех останавливают, каждому второму подкидывают наркотики, а остальным показывают картинки с радаров, где ты едешь 200 км/ч. Поэтому ехал с некоторой тревогой. Вплоть до того, что, завидев впереди проблесковые маячки, пугался, вжимался в сиденье и всячески старался стать как можно незаметнее. Но у меня китайский внедорожник на питерских номерах и с большим советским ящиком на крыше.
Один из ремонтов я решил объехать через соседние станицы. Доверился «Яндекс.Навигатору». Не стоит так делать. Хотя, конечно, все мы в салоне хорошенько встряхнулись. И я с женой, и вещи.
Шутки шутками, но гаишников в Ростовской области действительно много. КПП стоят прямо на трассе.
Плюс уже в самом Ростове есть такая неприятная развилка, как Батайское кольцо. Видимо, проектировал её тоже студент политехникума. Смысл в том, что в определённый момент при выезде со второстепенной дороги тебе нужно резко перестроиться из крайнего правого ряда в левый, не задев при этом сплошную линию, нарисованную так, что не задеть её практически нереально. Затем поднимаешься на мост, а при съезде тебя уже ждут представители ГИБДД…
Проскакиваем кольцо и движемся дальше. А впереди уже пост в Кущёвской. Вот про него в интернете больше всего страшилок написано. Уф… Ладошки вспотели. Да и не только. Но на мою машину опять никто не обратил внимания, и мы поехали дальше. Ужинали уже в каком-то комплексе для дальнобойщиков. У меня с собой была горелка, но на ней я только кипятил воду для термоса. Питались либо тем, что взяли из дома, либо супчиками в кафе.
Из-за позднего выезда из Питера весь график поездки сдвинулся. Плюс на М-4 периодически встречались ремонты. В итоге к Тамани мы подъезжали опять-таки в 2 часа ночи. Причём «Яндекс.Навигатор» настойчиво советовал свернуть с платной трассы и проехать через станицу Ленинградскую. Обратно мы поехали именно так, но не могу сказать, что это быстрее или менее напряжённо. Всё же лучше ехать через Краснодар. Хотя на объездной Краснодара потом будет ограничение в 40 км/ч и светофоры, что, конечно, раздражает.
По изначальному плану мы собирались заночевать в палатке на берегу моря в Керчи, но в итоге передумали и остановились в одной из многочисленных гостиниц в Тамани. Небольшая кухня, горячий душ, кровать — и всё это за 800 рублей. Путешествовать в несезон немного выгоднее. Ну а утром наконец-то въехали на Крымский мост, но об этом — в следующей части.
На этом позвольте откланяться.
Самая монотонная часть пути позади, и впереди — путешествие по самому Крыму. Спасибо за внимание! Если есть вопросы по особенностям дороги — спрашивайте в комментариях, с удовольствием отвечу.
